Социально ориентированный проект бюджета РФ на 2006 год с доходами в размере 5 трлн руб. и расходами - 4 трлн руб. позволяет заняться улучшением состояния здравоохранения, образования, строительством доступного жилья и сельским хозяйством. За реализацию национальных программ по четырем направлениям отвечает новый первый заместитель премьер-министра РФ Дмитрий Медведев.
Оглашая приоритеты государственной политики, г-н Медведев заявил, что `безнравственно не использовать исключительно благоприятную экономическую и политическую ситуацию в стране для улучшения жизни населения`.
Население скептически относится к таким заявлениям. Даже при запланированной инфляции не выше 8,5%, при траншах из Стабилизационного фонда и целевых бюджетных ассигнованиях на нужды регионов жизнь не станет равномерно комфортной. Слишком разные точки отсчета в региональных центрах, малых городах и поселках.
На гипотетическое благополучие влияют десятки факторов, в частности, климатический, наличие/отсутствие промышленности, природного сырья, уровень демографического спада и другие.
Потому благие намерения федеральной власти скорее всего смогут оценить там, где уже началось восхождение к благополучию за счет собственных региональных идей и ресурсов. На их поиске и должно быть сосредоточено внимание руководителей субъектов РФ.
Молодой реформатор
получил власть
Истек год, как к управлению Псковской областью приступил губернатор Михаил Кузнецов (на снимке). С первых дней работы в новой должности он реализует доктрину оптимизации ресурсов по всем направлениям управленческой деятельности.
Молодой, прагматичный, осведомленный в политтехнологиях, он сразу стал действовать, а не суесловить относительно многочисленных проблем территории. Однако сокращение столоначальников и омоложение штата обладминистрации пока не дали сколько-нибудь заметного эффекта в работе отделов и служб. Сегодня мелкий чиновник не скрывает своего `пофигизма`: отсутствие мотивации созидательного труда укоренило привычку ходить на работу только за зарплатой.
Не случайно, объявив о существенном повышении оплаты труда врачам и учителям, Президент РФ подчеркнул, что рост доходов должен напрямую зависеть от результатов работы и уровня профессионализма человека. Так что действия псковского губернатора, который, не дожидаясь подсказок из центра, избрал бизнес-методику для управления областью, можно считать не только адекватными, а прежде всего -целесообразными.
В конфликте с губернатором
Чтобы вывести из бытовой умиротворенности и апатии общество с низкими ценностными критериями, для начала его надо встряхнуть. Что и попытался сделать губернатор. Оптимизация бюджетных учреждений многих шокировала, а перераспределение муниципальных доходов в рамках нормативов Бюджетного кодекса РФ по принципу равноправия дистанцировало главу области от мэров ведущих городов - Пскова и Великих Лук.
Псковская оппозиция в лице мэров Михаила Хоронена и Лидии Голубевой с их сторонниками не имеет, в отличие от губернатора, массированных медийных ресурсов и потому активно прибегает к пресс-конференциям как способу протеста против губернаторских реформ, а также к докладным запискам в федеральные органы власти.
В ноябре оба мэра имели беседу по наболевшим вопросам с Председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым. Губернатор, тем не менее, тверд и непоколебим. Для упрочения политических и бизнес-позиций 2 ноября он стал членом `Единой России`.
Бизнес-чутье вывело М. Кузнецова на траекторию действий федерального центра. Сообразуясь с их логикой, он выстраивает в губернии вертикаль власти. Подобно тому как это сделал Сергей Собянин в Тюменской области, ставшей экспериментально-стартовой площадкой для российских социальных реформ. Подобно губернатору Красноярского края Александру Хлопонину.
Тенденции модернизации системы территориального управления по экономическим и психологическим законам бизнеса сегодня отмечаются в Вологодской, Архангельской, Калининградской областях СЗФО. Плачевное состояние экономики и политическая чехарда объективно требуют ставить во главе регионов менеджеров.
Год во власти -
проверка на прочность
Конфликт, возникший между псковским губернатором и двумя мэрами, не ограничивается бюджетной проблемой. Его подогревает необходимость смены поколений, смены принципов и динамики деятельности.
Управленцы советской школы привыкли ответственно `осваивать средства`. Перед менеджерами нового поколения стоит задача поиска средств и построения алгоритма их использования с прибылью для бюджета. В бизнесе главным является результат, у чиновников - процесс. На этом и разошлись ветви псковской власти.
Год - крайне малый срок для подведения управленческих итогов. Пока налицо только структурно-кадровые изменения. У губернатора Псковской области есть все шансы по-деловому взяться за реализацию только что объявленных национальных программ в здравоохранении, образовании, сельском хозяйстве, жилищном строительстве. Именно этим отраслям уделялось особое внимание в его предвыборной программе.
За 14 лет российской демократии избранные народом губернаторы в редких случаях демонстрировали эффективность управления. Зато история России неопровержимо доказывает эффективность государственного единовластия. |