В Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете (СПбГЭТУ `ЛЭТИ`) 6 декабря соберутся руководители крупных предприятий и ректоры вузов, которые обсудят итоги очередного года партнерской работы по подготовке молодых специалистов. От ее успеха во многом зависит будущее не только сотен молодых людей, но и множества высокотехнологичных российских предприятий, для которых в последние годы едва ли не важнейшей проблемой стал поиск образованных сотрудников. О перспективах сотрудничества вузов, науки, производства и бизнеса рассказывает ректор СПбГЭТУ `ЛЭТИ` профессор Дмитрий Пузанков
- Дмитрий Викторович, традиционный критерий оценки знаний - это баллы в зачетках. Но современного работодателя красным дипломом не соблазнишь, для него опытный специалист привлекательнее отличника. Меняется ли вузовская система оценки результатов на этом фоне?
- Обсуждая на заседании ученого совета университета в 1999 году приоритетные показатели развития вуза, мы согласились, что одними из главных являются успешность наших выпускников, причем не тех, кто окончил университет десятилетия назад, а нынешних, интерес работодателей, которые готовы заключать с нами договоры на подготовку специалистов и научные исследования.
С тех пор мы уже прошли несколько этапов, перестраивая свою работу. Для нас это связано в первую очередь с развитием стратегического партнерства. Безусловно, определенные результаты уже появились. В университете есть несколько кафедр, на которых в материальную базу, в повышение качества подготовки специалистов работодатели вложили немалые ресурсы. Спрос на выпускников этих кафедр существенно превышает выпуск, хотя еще совсем недавно было много разговоров, что для инженеров нет работы.
- Как долго вы строите новый механизм сотрудничества с работодателями?
- Систему стратегического партнерства с работодателями мы начали выстраивать лет 5-6 назад, увидев, что никто не может толком сказать, каких специалистов университет должен готовить. Стали работать с предприятиями, налаживая отношения с теми, кто имел долгосрочные программы развития, надежные заказы и мог просчитать свою политику на несколько лет вперед. Таких было немного - процентов десять.
- А сейчас?
- Сейчас процентов двадцать. Руководство таких предприятий хорошо понимает, что добиться поставленных целей можно, только проводя продуманную кадровую политику. И с ними у нас общие интересы: им нужны специалисты, нам - поддержка в плане как разработки и совершенствования программ подготовки, так и реализации научно-технических проектов, участия в них сотрудников и студентов, обучения через исследования и повышение квалификации.
Готовить специалистов для промышленности без активного участия предприятий сегодня невозможно. Вузам просто не угнаться за развитием оборудования, технологий. Наша задача - быть мобильными, успевать за запросами партнеров, составлять такие учебные планы, которые смогут отвечать задачам целевой подготовки. В конечном счете это приведет к созданию инновационного университета.
- Как строится ваша работа?
- Если говорить, например, о радиоэлектронике, то координацией работы занимается совет, в который входят около 15 директоров ведущих предприятий Северо-Запада и ректоры примерно 10 технических вузов. Раз в год мы обязательно собираемся и один день плотно работаем, обмениваемся опытом, обсуждая результаты и план на следующий год.
По итогам каждого совещания издается методический сборник. Его заказчиком выступает Министерство образования и науки, и его рассылают по всем вузам России.
Разброс по формам сотрудничества вузов и их партнеров очень большой. Без преувеличения можно сказать, что нет двух стратегических партнеров, которые работали бы в абсолютно одинаковых форматах.
- Что будете обсуждать на предстоящем совещании?
- Остановлюсь на одном из пунктов программы. После заседания мы поедем в НПО `Вектор`, где создано новое предприятие - `Фонд поддержки исследований и образования в области радиоэлектроники`. Под него `Вектор` выделил территорию примерно в 2 тыс. квадратных метров. Планом развития фонда предусмотрено, что предприятия, которым нужны специалисты, делают взносы, закупают оборудование и создают площадки, где можно вести и целевую подготовку, и исследования. Какие возможности открывает появление такой площадки, мы увидим 6 декабря.
Еще одно направление работы - общественно-профессиональная сертификация выпускников. Речь идет о том, чтобы выпускники вуза через 2-3 года после его окончания проходили еще одну ступень контроля качества подготовки и компетентности, уже с учетом результатов их работы. По его итогам в случае положительной оценки экспертов будут выдавать профессиональный сертификат. Такая система есть во многих зарубежных странах, и мы в сотрудничестве с промышленностью хотим сформировать аналогичную в России.
- На ближайшие годы можно прогнозировать массовый переход вузов к тесному сотрудничеству с реальной экономикой?
- Успешных инновационных вузов, уверен, что да. Применительно к нашему университету я задачу поставил так: через 3 года 100% выпускающих кафедр с помощью стратегических партнеров должно выйти на современный уровень подготовки специалистов. И каждый студент начиная с III-IV курса должен быть вовлечен в работу на базе того или иного предприятия.
- Но наличие практики не означает обязательного приглашения на работу, с одной стороны, и обязанности студента поступить на конкретное предприятие - с другой?!
- Да, если подготовку проходят, допустим, 50 студентов, из них предприятие предложит остаться 30, согласятся - 10. Но важно, что все 50 прошли реальную интенсивную подготовку и их стоимость на рынке выше, чем у тех, кто учился, не покидая аудитории. |