Тенденции развития мобильной связи на рынке Европы таковы, что там останется всего 5 сотовых операторов. Это предел концентрации капитала. После делить будет нечего. Операторам для привлечения клиентов придется делать ставку на качество услуг: модернизировать сети и предлагать новые сервисы, что будет стимулировать внедрение стандартов третьего поколения
Еще одна тенденция - сращивание мобильных сетей с системами Wi-Fi, что будет означать начало стирания границ между проводной и мобильной телефонией. В итоге появится общая сеть с различными формами доступа к ее ресурсам.
С учетом этих тенденций в РФ и принимали новые акты о связи, которые вступят в силу в 2006 году. Они должны стимулировать операторов сотовой связи и проводной телефонии подружиться на основе недискриминационного доступа к услугам друг друга. Это значит: все расчеты между партнерами - повременно и только за пропуск трафика. Причем правило `Платит позвонивший` коснется всех операторов мобильных сетей и электросвязи.
В результате ожидали появление новой системы тарифов. Так, поначалу телефонисты хотели заставить абонентов платить за звонки на сотовые телефоны повременно. Однако их не поддержали в Мининформсвязи РФ, разъяснив, что все новшества касаются только взаиморасчетов между операторами, а абоненты страдать не должны. Теоретически их права в 2006 году должны расшириться. В частности, появится возможность сохранить номер мобильного телефона при смене оператора связи. И первая зона, где можно будет реализовать такое право, появится в СЗФО, пообещали в Мининформсвязи РФ.
Кроме того, пользователь услуг сможет через суд потребовать от оператора возместить убытки из-за некачественной связи. К сожалению, до сих пор нет ведомственных инструкций, по каким параметрам связь можно считать некачественной и как зафиксировать этот факт для подачи иска в суд. И как быть с тем, что у каждого оператора - свои корпоративные стандарты? Но все это - вопросы будущего года. А что происходит на рынке сотовой связи СЗФО сегодня?
Осенний марафон
Как обычно, осень - сезон борьбы за абонентов. В основном их ищут в регионах: именно там, а не в Москве и Петербурге максимальный рост подключений к сотовым сетям. Судите сами: за 9 месяцев 2005 года в РФ зарегистрировано 111,74 млн SIM-карт - в 1,8 раза больше, чем за аналогичный период 2004-го. Из них в Москве - 21,6 млн (+2,4%) и в Петербурге - 7,1 млн (+2,9%).
Лидеры по количеству подключений - компании `МТС` и `ВымпелКом` (торговая марка `Би-Лайн`). Не стал исключением в этом плане и Северо-Запад.
Что предложили в `МТС` абонентам? Прежде всего, в СЗФО оператор изменил тарификацию внутрисетевого роуминга и междугородных вызовов, расширил практику заключения договоров `о лояльности` (абонент обязуется пользоваться услугами оператора не менее года и за это получает скидку в 15%, при невыполнении условия - платит штраф). А `лояльные` дилеры получили право выдавать при подключении к сети `МТС` абонентам купоны для пополнения счета на определенную сумму.
Сложнее было привлечь новых абонентов `ВымпелКому`, который пока не выполнил всех обещаний по улучшению качества услуг. Потому в компании ограничились предложением дифференцированных тарифных планов, в которых акцент для рядовых пользователей ставили на предоставлении льгот по передаче SMS-сообщений, а для корпоративных клиентов - на Интернет-услуги.
`МегаФон`, который потеснили конкуренты, провел ряд рекламных акций для укрепления своего имиджа. Они оказались эффективными, если верить опросу петербуржцев Стокгольмской школой экономики: ведь больше всего горожан удовлетворены сервисом именно этого оператора. К тому же `МегаФон` недавно ввел новые бонусы по карточкам `Лайт`.
Однако статистика пока не в пользу `МегаФона`: все больше его приверженцев покупают дополнительно еще и SIM-карты других операторов - `ВымпелКома` или `МТС`. Малоговорящим петербуржцам, скажем, выгоднее иметь второй `мобильник` с карточкой `ВымпелКома`, а тем, кто много говорит и часто посещает Москву, - `МТС`. Если верить таким пользователям, на этом можно сэкономить, как минимум, 30% расходов на связь.
Инициативы `МегаФона` заставили `ВымпелКом` в ноябре увеличить в Петербурге продажи карточек, обеспечивающих единую стоимость исходящих вызовов на телефоны `Би-Лайн` всех регионов, а в субъектах Северо-Запада - предложить при подключении бесплатно загрузить на телефон 100 мелодий, Java-игр, SMS-гороскопов... Так что соревнование продолжается.
Сопутствующие услуги
Если сейчас в Европе сотовые операторы все большее значение придают сопутствующим услугам, то, вероятно, эта мода когда-нибудь докатится и до России. А пока ряд услуг, ставших привычными на Западе, даже в Москве операторы рассматривают как имиджевые акции. Например, Wi-Fi.
Всего в РФ действует около 500 хот-спотов для беспроводного доступа в Интернет. Основная часть из них - в Москве: в кафе и ресторанах, в элитных отелях и аэропортах. Из них не больше 25 точек доступа обслуживают операторы сотовой связи. В основном - `ВымпелКома`. Правда, в ближайшее время `МТС` обещает ввести в строй в столице сразу около 50 зон Wi-Fi. В этих проектах в Москве `МегаФон` не участвует: в компании решили ограничиться внедрением подобного сервиса в Петербурге, где создано 12 хот-спотов совместно с компанией Quantum Communications.
Услуги, связанные с переходом GSM-связи в третье поколение (стандарт 3G), в Москве может быть готова оказывать `МТС`, а в Петербурге - `МегаФон`. В `ВымпелКоме` со своей программой развития 3G пока не определились, ограничившись обещанием в 2006 году подготовить свои сети к развертыванию этого стандарта на 80%.
Из новинок сезона на рынке неголосовых услуг можно отметить i-mode - такой сервис, когда электронная почта и все Интернет-услуги собраны под одной кнопкой. Особенно активно эту услугу продвигает сейчас `МТС`.
Доля операторов на рынке мобильной связи в Петербурге
Оператор Доля
`МегаФон` 39,2%
`МТС` 32,7%
`ВымпелКом` 20,5%
`Скай Линк` 1,7%
Остальные 5,9% |