Если в советское время перепроизводство хлеба-кирпичика в сельхозобластях было связано с откормом скота на личных подворьях, то сегодня об этой практике и не вспоминают: дорого! Хлеб в бедных регионах наряду с картофелем - основные продукты в рационе питания населения
К концу 1990-х в Псковской области было свыше 40 мини-пекарен. Крупные местные хлебокомбинаты испытывали трудности из-за высокого износа оборудования, чем и воспользовались разворотливые предприниматели. Они наполнили рынок всевозможной выпечкой, не утруждая себя заботой о ее качестве. Правда, взлет их оказался недолгим.
Если еще 6-7 лет назад предприниматели, создающие торговые или производственно-технические базы, считали обязательным подстраховать их мини-пекарней, то сегодня эта схема уже не работает. Там, где нет собственной мельницы, производить хлеб дорого. В Себежском районе прагматичный предприниматель сеет, возделывает рожь и мелет ее на собственной мельнице, но он - исключение.
Облпотребсоюз остается основным производителем хлеба и кондитерских изделий для районов, несмотря на то что из-за роста цен на энергоносители некоторым предприятиям пришлось отказаться от электропитания и перевести печи на дровяное отопление. Тем не менее отдельным хлебозаводам этой системы удалось провести модернизацию, увеличить объем производства и даже вывозить продукцию за пределы своих районов, в частности в Опочке, Пустошке, Острове.
В основных городах области - Пскове и Великих Луках сохраняется монополия двух ведущих производителей - Псковского и Великолукского хлебокомбинатов, которые работают в тандеме с монополистами-мукомолами - Псковским и Великолукским мелькомбинатами.
Всего в области 72 хлебопекарных предприятия, что втрое меньше количества, рекомендуемого экспертами со ссылкой на европрактику (3 пекарни мощностью по 3 тонны в сутки на 10 тыс. человек). Для хлебных гурманов хрустящие французские рогалики завозят из Петербурга, а латвийский подовой хлеб редкие знатоки заказывают только на праздники. Массовый покупатель вынужден предпочитать кирпичик `Мирожский` из ржаной муки и белый `Нарезной` - по принципу `больше и дешевле`.
Тем не менее монополисты цепко выхватили эстафету пекарского творчества от энтузиастов-`малышей` и пытаются формировать вкусы, выпуская хлеб со всевозможными добавками.
При суточной норме 250 грамм среднестатистический житель губернии ежедневно съедает больше 300 грамм ржаного и пшеничного хлеба. Спрос удовлетворяется с избытком без реальной конкуренции.
Главный игрок на рынке - ОАО `Псковский хлебокомбинат` - наиболее технологичное и мощное производство, поставляющее продукцию для 800 потребителей. Оно подкрепило свой имидж международными наградами за хлебные брэнды и опоясало Псков монопольной торговой сетью, так что мини-пекарням приходится довольствоваться ларечной торговлей.
Предпринимаются попытки возрождения второго по мощности хлебокомбината - ОАО `Псковхлеб`, недавно приобретенного местным владельцем одной из торговых сетей. Отказавшись от тактики предшественника выпускать только натуральные продукты, новый владелец использует искусственные добавки в хлебе и пытается дублировать продукцию Псковского хлебокомбината по вкусу и упаковке.
Оставаясь, в сущности, монополистом и регулятором рынка, Псковский хлебокомбинат в последние годы сам испытывал определенные сложности. Дело в том, что 49% акций ОАО находятся в собственности администрации Пскова. С некоторых пор она стала рассматривать предприятие, входящее в число 50 крупнейших хлебопекарных производств России, как резерв привлечения денег в горбюджет за счет не только налогов, но и манипуляций с акциями.
Комбинат поэтапно ведет реконструкцию, часть цехов удалось модернизировать и сократить энергозатраты. Но потребность в дальнейшем переоснащении велика, и собственных средств не хватает.
В 2003 году для реализации стратегической программы техперевооружения решили привлечь $10 млн венчурного фонда Европейского банка реконструкции и развития. Но муниципалитет как ведущий на тот момент акционер наложил вето на этот проект. Три года продолжалась тяжба между властями города и гендиректором предприятия Виктором Почерниным относительно продажи муниципальных акций, в конце концов идею аукционов спустили на тормозах.
Сопротивление гендиректора хлебокомбината, по его словам, объяснялось заботой о производстве: вряд ли новый акционер, купивший городскую долю, захотел бы вкладывать капитал в реконструкцию производства.
Но нынешней осенью ситуация изменилась. В. Почернин приобрел пакет акций (26%), принадлежавший петербургскому бизнесмену А. Аладушкину, и теперь получил контроль над комбинатом, сосредоточив в своих руках 51% акций ОАО.
Возглавляя Ассоциацию хлебопеков Псковской области, В. Почернин совместно с руководством Псковского мелькомбината, принадлежащего губернатору В. Кузнецову, создает на хлебном рынке региона атмосферу демократичного партнерства. Руководители пекарен и мукомольных производств, входящих в ассоциацию, регулярно собираются, чтобы обсудить проблемы отрасли и в первую очередь - откорректировать ценовую политику. Тем, кто стабильно потребляет муку Псковского мелькомбината, это предприятие предоставляет месячные кредиты.
Таким образом, по мнению хлебопеков, ассоциация выполняет три функции: информационную, совещательную и кредитную. На местном хлебном рынке удалось избежать дискриминации слабых и создать видимость паритета интересов.
|