Недавно в правительстве Ленобласти обсуждали проблему передачи имущества ЖКХ на муниципальный уровень. Проблема - сложная, решить ее можно по-разному. Ряд районов, чтобы избежать раздела котельных, сетей оборудования, учредил собственные управляющие компании. Они будут отвечать за работу коммунального комплекса. В других МО имущество предстоит разделить между поселениями. К чему это приведет, предугадать трудно
Вот только некоторые цифры и факты, прозвучавшие в ходе селекторного совещания, которое провел с руководителями коммунальных служб регионов министр регионального развития РФ Владимир Яковлев. Кредиторская задолженность предприятий ЖКХ по стране составила 314 млрд руб. Существенно выросли тарифы на услуги ЖКХ, и платить за них теперь придется на 31,3% больше.
Естественно, эти проблемы есть и в Ленобласти. Начнем с того, что не менее 10-15% ее жилищного фонда - в ветхом и аварийном состоянии. Предсказать, как такие объекты переживут зиму, невозможно.
Износ техники, используемой в сфере ЖКХ, составляет 60%. Сейчас большую часть техники пытаются заменить. На будущий год, к примеру, лизинговый фонд, созданный для отрасли, достигнет 100 млн руб. Но быстрых результатов в переоснащении такого хозяйства добиться невозможно.
По решению правительства области к нынешнему отопительному сезону дополнительно закуплены две дизельные электростанции. Впервые приобретены две мобильные котельные, которые могут работать как на жидком, так и на твердом топливе.
Российское правительство выделило на подготовку субъектов РФ к зиме 27,2 млрд руб. Но что из этой суммы перепадет области, считающейся регионом-донором, пока неизвестно. Объемы федеральной поддержки год от года снижаются. И шансов на то, что Центр выделит солидные средства, например на поддержание переданного муниципалитетам ведомственного жилищного фонда, немного. А ведь именно такие объекты, как бывшие военные городки, - головная боль власти.
Не удается в полную силу задействовать внебюджетные источники финансирования ЖКХ области. Немало долгов перед отраслью у предприятий и организаций. Жители субъекта оплачивают только около 77% от общего объема средств по оплате жилищно-коммунальных услуг. Задолженность предприятий ЖКХ, связанная с расчетами по энергоресурсам, растет. Сейчас она составляет 344 млн руб. Долг перед Ленэнерго по договорам достиг 146 млн руб.
Понятно, чем это чревато. Многие предприятия отрасли на грани банкротства. А энергетики в любой момент могут за долги отключить рубильник и обесточить населенные пункты, производства, социальные объекты. Именно накануне отопительного сезона, ни раньше ни позже, ОАО `Ленэнерго` провело реформу, в результате которой образовалось несколько компаний (по профилю деятельности). Чем это обернется для потребителей тепла и света, предугадать сложно.
Зато очевидно другое: предприятия ЖКХ надо спасать, создав правовую базу для реструктуризации их долгов. Иначе в отрасль не придут инвесторы, не желающие, естественно, расплачиваться по чужим обязательствам. А ее реформирование так и останется лишь благим пожеланием.
Сейчас просачиваются сведения, что в Минрегионразвития наконец-то готовится проект закона о финансовом оздоровлении предприятий жилищно-коммунальной сферы. В соответствии с этим документом якобы долги предприятий ЖКХ будут замораживать, если они станут аккуратными плательщиками по текущим платежам.
Если такой закон примут, то это, безусловно, будет настоящим прорывом для отрасли. Правда, станут ли впредь регулярно и в полном объеме платить за услуги отрасли потребители, от которых зависит платежеспособность самих коммунальщиков, - еще вопрос.
В прошлом году Центр принял решение установить тарифы на услуги естественных монополий на три года вперед. Однако теперь, судя по всему, Федеральная служба тарифов (ФСТ) намерена идти на попятный. Тарифы, скорее всего, должны вырасти. Так, в Москве, по оценке специалистов, жители будут платить за свет на 20% больше, чем сейчас. На этот показатель, видимо, надо ориентироваться и Ленобласти.
С учетом же того что население области и без того не слишком активно рассчитывается за предоставляемые ему коммунальные услуги, можно предположить: с ростом тарифов будет расти и процент неплательщиков. Правда, недавно президент России поручил решить вопрос о передаче ФСТ функций регионов по установлению предельного уровня тарифов на услуги ЖКХ, что, по мнению экспертов, стабилизирует рост цен в этой сфере.
Появились также сообщения, что в недрах Минэкономразвития подготовлен документ, меняющий для населения порядок оплаты электроэнергии. Его суть в том, что по низким гостарифам жители будут оплачивать только часть потребляемой энергии. Озвучена, к примеру, цифра в 100 кВт. Это предел, который станет социальной нормой потребления электроэнергии. А вот потребление сверх этой нормы семье придется оплачивать по реальной рыночной стоимости.
Если этот документ будет утвержден и вступит в действие, как поговаривают, с начала будущего года, то население ждут новые трудности в зимнюю `кампанию`. Ведь многие жители, как известно, активно пользуются электробатареями и другими приборами, обеспечивающими тепло в домах.
На фоне всех этих возможных новаций федеральная власть настойчиво проводит мысль о том, что вследствие перераспределения полномочий жилищно-коммунальное хозяйство муниципальных образований больше не является объектом государственного управления. Это означает, что власти поселений, которые будут теперь в полной мере отвечать за организацию подачи в дома тепла, воды, электричества, столкнутся с таким клубком запутанных проблем, распутать который им вряд ли быстро удастся. |