В Петербурге 10 ноября в Гранд-отеле `Европа` состоится Х Международная профессиональная выставка `Кадровый менеджмент`, в которой, как ожидается, примет участие более 200 компаний, представляющих все направления кадрового рынка: рекрутинговые агентства, консалтинговые и тренинговые фирмы, образовательные учреждения, СМИ и издательства
Уже сейчас очевидно, что `кадровый год`, начало которого традиционно совпадает с окончанием сезона массовых отпусков, не принесет особых сенсаций и новых тенденций. Бизнес по-прежнему не удовлетворен качеством специалистов, которых поставляет высшая и средняя профессиональная школа, а опыт в глазах руководителей остается значительно большим преимуществом, чем даже заполненный отличными оценками диплом престижного вуза. В определенном смысле ненормально, конечно, но факт.
Еще один факт: профессионалов практически во всех областях, от промышленности до медиа-бизнеса, неуклонно становится все меньше и меньше. Играет роль и миграция, и демографический провал, и рост экономики, которая в последние годы только повышает спрос на специалистов. Удовлетворить его особо некем.
Не случайно профессиональные рекрутеры уже говорят, что ситуацию на рынке начинают диктовать соискатели, наемные работники, перманентный поиск которых становится одной из важнейших задач отдела кадров любого нормально работающего предприятия.
Но, поскольку спрос никак не может поспеть за предложением, остается лишь искать способы эффективного использования имеющихся ресурсов. О том, что попытки оптимизировать имеющийся человеческий резерв все активнее и активнее, говорят и данные роста рынка краткосрочных корпоративных тренингов.
Занятия, которые не требуют больших временных и финансовых затрат (легко подгоняются под требования конкретного заказчика и почти не отвлекают сотрудников от работы), в нынешней ситуации представляются едва ли не оптимальным выходом. Неудивительно, что тренинги становятся средством решения не только текущих, но и долгосрочных задач.
Результаты опроса, проведенного среди 570 менеджеров по персоналу российских компаний в рамках проекта HRM.ru компании Begin Group, показали, что к настоящему времени в тренинговые компании обращается около 60% российских фирм. При этом обострение конкуренции в той или иной отрасли практически наверняка влечет за собой повышение спроса и рост расходов на эти услуги.
В свою очередь все эти данные - свидетельство того, что российский бизнес начинает формировать спрос на системную работу с людьми, которая на деловом языке называется кадровым менеджментом. Директора отечественных компаний мало-помалу приходят к выводу, что функции кадровика ни в коем случае не должны ограничиваться заполнением трудовых книжек и прочей рутиной. Специалист по персоналу в нынешних условиях становится ключевым работником, ответственным за самый ценный ресурс любой организации - людей.
При этом растущая возможность выбора кадровых услуг, предлагаемых тренинговыми и консалтинговыми компаниями, вузами и бизнес-школами, многочисленными частными тренерами, порождает и значительную дезориентацию потенциальных потребителей.
Положение дел во многом осложняется информационной закрытостью рынка кадровых услуг. Ценовая политика в данном секторе непрозрачна практически так же, как на охранных предприятиях. Абсолютное большинство представителей фирм, которые выполняют те или иные заказы в области кадрового менеджмента, на вопросы о средних ценах стандартно отвечает, что каждый проект индивидуален и, во-первых, является коммерческой тайной, а во-вторых, не дает возможности выводить какие-либо усредненные показатели.
Стандартные предложения присутствуют в портфелях лишь ограниченного числа компаний.
Точно так же на рынке тренингов (в отличие от классического образовательного) не существует и общепринятых стандартов. Это оставляет широкий простор не только для непрофессиональных участников, но и для откровенного `пиратства`. Доказать, что то или иное ноу-хау, подаваемое как уникальная авторская разработка, на самом деле является дутым пузырем или просто скопировано, обычно крайне сложно. Роль личной рекомендации и `сарафанного радио` в формировании рынка при таком положении дел становится определяющей.
Перспектив, что ситуация на кадровом рынке в обозримом будущем изменится, никаких. Ибо модель взаимоотношений компаний-участников со своими клиентами превратилась в своего рода замкнутый круг, из которого ни одна из сторон в принципе не заинтересована искать выход. Потому на практике от традиционных методов работы с кадрами до внедрения новых технологий чаще всего остается приличная дистанция.
Выставка `Кадровый менеджмент` в этом плане может стать элементом необходимого ликбеза. Возможность получить дополнительную информацию из первых рук, сравнить в реальном времени предложения разных участников рынка и сопоставить их со своими потребностями в наше время будет совсем не лишней. |