Рост объемов сборки иномарок в РФ стимулирует мировые автоконцерны менять логистические схемы поставок продукции, размещать выпуск запчастей и комплектующих также в России. Иностранные производители после вывода цехов на проектную мощность через 5 лет должны, как минимум, наполовину собирать машины из отечественных компонентов. Таким образом, автоконцерны могут стать крупными заказчиками отечественных промпредприятий
Первыми попытались локализовать выпуск комплектующих в Ленинградской области, где построен завод по промышленной сборке автомобилей Ford Motor Company. В частности, его поставщиком готова стать финская компания Reka Rubber Ltd, которая намерена инвестировать в Выборге 6 млн евро в производство резиновых изделий.
Предприятие инвесторы собираются разместить на площадях ЗАО `Финскор`. Ввод в эксплуатацию нового комплекса - в 2006-2007 гг.
О создании производства комплектующих для автомобилей в Ленобласти также вели переговоры Scania и Toyota Motor Co. Поблизости от завода Toyota (Шушары) готова разместить свои цеха японская фирма Denso.
Привлекательность земель в Петербурге и Ленинградской области возрастает по мере реализации все новых проектов в сфере автомобилестроения. Например, ООО `Скания Россия` уже подыскало участок в Ленобласти под второй завод по сборке автобусов (первый уже работает в Петербурге, в него инвестировано около $7,5 млн). На строящемся в Петербурге заводе Toyota намечено выпускать до 50 тыс. машин в год.
Вслед за японцами в городе на Неве могут прописаться производства Daimler Chrysler AG (сборка автомобилей Mercedes), General Motors и Nissan Motor Co. Впрочем, представители GM и Nissan об этом же вели переговоры и с Ленобластью. GM искали площадку для выпуска в РФ автомобилей Land Rover и Volvo.
Nissan, как и Mitsubishi, только изучает российский рынок и о намерениях создать собственные производства в России пока официально не объявлял. Однако известно, что на эту тему зондировали почву в Мин-экономразвития РФ...
На территории Петербурга или Ленобласти может также расположиться завод по выпуску автомобильных стекол. На это претендуют две компании. Одна из них, ЗАО `Русская содовая компания`, уже подыскала себе площадку в городе на Неве.
Готовы поставлять продукцию на автозаводы и предприятия из других субъектов СЗФО. Скажем, ОАО `Северсталь` вместе с группой SteelCorr построит новый завод по выпуску металлопроката. Он появится в США рядом с конвейерами заводов BMW, Nissan, Hyundai и Daimler Chrysler AG. Так что, судя по всему, вопрос о поставках комплектующих для сборки машин этих компаний в РФ - дело времени.
Экспорт и импорт легковых
автомобилей в РФ за 8 мес. 2005 года
тыс. шт. млн $
Импорт 479,4 4743,7
Экспорт 82,9 394,8
Источник: данные таможни |