В конце недели в Петербурге уже во второй раз пройдет выставка `Финансовый супермаркет для населения`, на которой представят свои услуги банки, брокерские, управляющие и страховые компании, пенсионные фонды
Кредитный вал растет
Да, и на пятнадцатом году рыночных перемен абсолютное большинство из нас нуждается в финансовом ликбезе. Для рядового человека купить хлеб, брюки или телевизор по-прежнему куда более простая задача, чем приобрести акции или пай.
По данным исследовательской компании Romir, за последний год потребительскими кредитами воспользовался каждый четвертый россиянин. Согласно статистике объемы выдаваемых займов каждый месяц в среднем увеличиваются на 10%. При этом каждый 5-й заемщик уже сейчас вынужден тратить на возврат долгов более четверти семейного бюджета.
Слухи о том, что страна стоит на пороге вала невозврата кредитов, пока так и остаются слухами, да иное и сложно представить. Ведь даже если ситуация далека от идеальной, едва ли банкиры станут признаваться в этом, рискуя спровоцировать панику и осуждение коллег по цеху. Хотя в приватных беседах представители финансового сообщества, уже особо не скрывая, говорят, что кредитный рынок перегрет и вопрос лишь в том, когда и где прорвет плотину. Правда, в качестве основного виновника финансисты указывают на торговые сети: мол, это они подогревают потребительскую лихорадку, правдами и неправдами понуждая граждан залезать в долги.
Многообещающая ипотека
Справедливости ради надо заметить, что на товарах долговременного пользования кредитная лихорадка пока и заканчивается. Настойчивые попытки стимулировать спрос в смежном секторе - ипотеке - пока к выдающимся результатам не привели. Хотя вполне очевидно, что потенциальный спрос велик. Как раз на минувшей неделе Северо-Западный банк Сбербанка России совместно со строительной компанией `Северный город` официально объявил о запуске программы жилищного кредитования, которая фактически уже работает с конца сентября.
За первый месяц, по словам генерального директора `Северного города` Эдуарда Тиктинского, было выдано 29 кредитов на общую сумму около 30 млн руб., в рассмотрении находятся 75 заявок, а всего с момента начала рекламной кампании программы было зафиксировано более 2 тысяч телефонных звонков от потенциальных клиентов.
`Результат - колоссальный`, - так оценил господин Тиктинский итоги первого месяца. По его мнению, уже сегодня ипотечные кредиты могут себе позволить 10-15% петербуржцев. Впрочем, нетрудно подсчитать, что в рамках вышеупомянутой программы доля удовлетворенных и принятых к рассмотрению заявок от общего числа зафиксированных обращений пока не превышает 5%.
В дальнейшем, конечно, возможно, что результат станет большим. В конце концов нужно время, чтобы оценить новый продукт. Но пока остается фактом, что народ уже свыкся с возможностью жить взаймы на протяжении относительно короткого срока, в пределах года, однако мало кто помышляет, что можно брать долги на 10-15 лет, а именно столько составляет реальный срок возврата жилищного кредита.
Данное же обстоятельство говорит, прежде всего, об одном: о неуверенности в будущем. При этом не уверены в нем не только простые люди, но и финансисты. Так, согласно условиям все той же ипотечной программы Сбербанка банк оставляет за собой право в одностороннем порядке повышать процентную ставку. Условие это, как объяснил председатель Северо-Западного банка Сбербанка РФ Леонид Шац, - своего рода страховка на случай форс-мажорных обстоятельств вроде дефолта августа 1998-го. Есть ли у отечественной экономики иммунитет от повторения тех событий - вопрос со многими неизвестными. Так что обычному гражданину, познакомившемуся, к примеру, с растиражированными на минувшей неделе прогнозами советника премьер-министра России Алексея Белоусова, который предрекает Отечеству в ближайшие 12 лет аж 3 кризиса (в 2007-2008-м, 2011-2012-м и 2015-2017-м гг.), стоит ох как призадуматься, перед тем как начинать долгосрочную кредитную историю. Ибо если цена входа в нее ясна, то стоимость выхода останется, скорее всего, неизвестной до самого конца.
Желанный VIP-клиент
Еще одна новейшая тенденция, о которой нельзя не упомянуть. За последнее время многие банки и финансовые компании начали уделять повышенное внимание VIP-сегменту рынка. К примеру, представители банка `УРАЛСИБ` на минувшей неделе заявили, что перед ними стоит задача в ближайшие два года увеличить число особо важных клиентов в 10 раз.
Интерес финансистов понятен. Работа на VIP-аудиторию не требует масштабных прямых затрат, которые нужны и для рекламных кампаний с роликами на всех телеканалах и плакатами на каждом шагу, и для открытия сотен представительств от Москвы до самых до окраин. При этом, как сообщил руководитель Санкт-Петербургской территориальной дирекции `УРАЛСИБа` Дмитрий Яковлев, на 100 юридических лиц - особо важных клиентов банка приходится около 50% всех операций, а на 200 частных VIP-клиентов (менее 1% лиц, обслуживаемых банком) - 10% операций.
Разумеется, вслух ни один участник финансового рынка не говорит о потере интереса к массовым сегментам рынка, но про то что пока эти сегменты не демонстрируют ожидаемого роста, говорят многие. Не случайно понятие `финансовый супермаркет`, которое еще год назад было на слуху, сегодня повторяют достаточно редко. Время, когда люди будут покупать денежные услуги, как любой привычный товар, все не наступает. Остается только присматриваться и просвещаться. |