Как обычно, октябрь - один из самых горячих месяцев для большинства петербургских бизнес-школ. Новые учебные программы традиционно стартуют в ноябре-декабре, а начало осени, когда деловой мир пробуждается после летних каникул, - время активной работы с клиентами. Сегодня можно констатировать, что прошлогодние тенденции развития рынка бизнес-образования в целом остались неизменными
Отметим, что по ряду позиций спрос даже опережает предложение. При этом начали меняться ценностные ориентации слушателей бизнес-школ. Как показали исследования компании Begin.ru, за последний год на 9% увеличилось число тех, кто поступает на программы МВА прежде всего не ради знаний, а для приобретения полезных связей.
С одной стороны, это говорит о том, что у бизнес-образования высокая репутация. С другой - о том, что российский подход к нему значительно отличается от мирового: в западных странах главная цель учебы - это все-таки повышение профессионализма.
Вместе с тем с каждым годом у тех россиян, которые идут учиться ради образования, появляются новые возможности получить именно то, что им нужно. Разнообразие превращается в доминирующую черту российского бизнес-образования. Если еще совсем недавно на слуху были программы МВА с ориентацией на общий менеджмент, сего-дня вниманию слушателей все чаще предлагают узкоспециализированные курсы.
Чаще других упоминаются несколько направлений, в том числе - МВА в области маркетинга и управления финансами. Но можно отыскать и более экзотичные варианты, например МВА для специалистов гостиничного и туристского бизнеса, информационных технологий, работы с персоналом.
Сохраняется еще одна тенденция - формирование эксклюзивных программ под запросы конкретных заказчиков. Большинству ведущих бизнес-школ Москвы и Петербурга (а именно этими городами по-прежнему ограничивается реальный рынок МВА страны) корпоративные клиенты уже обеспечивают как минимум треть оборота.
В ряде случаев даже можно говорить о том, что сфера бизнес-образования тесным образом сближается с консалтингом, более того, эти смежные отрасли начинают вступать в прямую конкуренцию.
Эксперты отмечают, что за последний год резко вырос сегмент краткосрочного делового образования, в котором, помимо бизнес-школ, активно продвигают свои услуги десятки тренинговых компаний.
Причина очевидна: если спрос на новые знания диктует непосредственная деятельность компании, то вполне объяснимо желание людей не получить ответы на глобальные вопросы, а найти пути решения проблем, которые встречаются в повседневной работе. Соответственно, российский бизнес формирует весьма специфический, многослойный спрос на деловое образование.
Что касается специализированного МВА, здесь все тоже непросто. С одной стороны, налицо желание идти навстречу запросам клиентов. С другой - явный выход за рамки, установленные международными правилами, по которым развивается вся система бизнес-образования.
Разумеется, эксперты в связи с этим нередко обращают внимание на то обстоятельство, что единого стандарта для МВА нет и в западных странах. А в нашей стране чаще всего ссылаются на требования Европейской организации по повышению качества бизнес-образования (European Quality Link, EQUAL), в которую входит и Российская ассоциация бизнес-образования.
Критерии EQUAL предусматривают, что программу МВА могут проводить только по общему деловому администрированию, а специализированные магистерские программы ни при каких обстоятельствах не должны называться МВА. Казуистика, конечно, вот только на Западе, где формальности играют огромную роль, небрежности в терминологии могут дорого обойтись обладателям `неправильных` степеней.
Другое дело, что рынок вносит существенную поправку в эти чисто теоретические вопросы. Де-факто рынок бизнес-образования в России фактически поделен между школами, предлагающими западные программы и работающими на основе российской специфики. В последний год все больше школ начинает работать одновременно по двум направлениям.
Можно сказать, что разделение отечественного делового образования на западное и российское - факт свершившийся. И по этой причине многим обладателям дипломов `магистров управления` западное признание их статуса не нужно в принципе, ибо обучение было необходимо для того, чтобы работать в иной, значительно отличающейся от международной, среде. |