Генеральный директор петербургской компании `ОХТАлит` Андрей Яковлев уверен, что приоритет качества - это не просто лозунг, но и реальная маркетинговая стратегия, способная обеспечить долгосрочный успех и устойчивость производства
- Можно ли признать существующие возможности контроля качества металлопродукции хотя бы удовлетворительными?
- Нет. Как таковой контроль не производится, хотя требование контроля со стороны потребителей, безусловно, есть.
- В чем тогда сложности?
- Чтобы компания-металлотрейдер могла проводить соответствующий контроль качества, необходима, как минимум, собственная лаборатория. Чтобы ее оборудовать и содержать, нужны большие деньги и хорошие специалисты. Первое у трейдеров есть, второго нет. Кроме того, лаборатория - это лишние хлопоты. В такой ситуации продавцы ограничивают контроль качества входящей документацией предприятий-поставщиков.
При этом реальное качество, если говорить о химическом составе металлоизделий, как правило, не соответствует тому, что написано в документах, не говоря уж о механических дефектах. Ведь, чтобы определить механические дефекты, необходим радиологический и ультразвуковой контроль. Для компании-трейдера это немыслимо и с финансовой, и с организационной точки зрения. Только по радиологии, помимо расходов, нужны согласования на федеральном уровне. И, опять же, требуются уникальные специалисты, которых мало.
- Какое решение можно предложить?
- Выходов, на мой взгляд, два. Во-первых, добровольная сертификация производителей продукции, прежде всего, и, во-вторых, самих трейдеров. Производители уже понимают, что нужно сертифицировать производство, чтобы им верили.
Конечно, нет смысла каждому трейдеру заводить собственную лабораторию. Можно сделать одну на всех, допустим, в масштабах города. Только надо сразу понять, что ее эффективность будет зависеть только от самоокупаемости. На дотации эта лаборатория окажется зависимой от тех, кто платит. Еще один момент: потребители должны проявлять большую настойчивость, производить входной контроль закупок. Нужна комплексная сертификация производств на всех этапах - от приобретения сырья до поставки готовой продукции потребителю.
- Но потребителя все-таки больше интересует цена, а не качество, если он продолжает работать и с плохими производителями, и с недобросовестными продавцами?
- Цена по-прежнему остается решающим фактором при закупке продукции, хотя менталитет постепенно меняется и требования к качеству выходят на первый план. В ходе последней выставки `Российский промышленник` мы проводили маркетинговое исследование, одним из пунктов которого были пожелания клиентов по приоритетам в работе с нашей компанией. На первом месте оказалось качество, которое назвали важнейшим 60%. На втором - цена, на третьем - сервис.
Но здесь надо оговориться, что мы с самого начала выстраивали технологическую цепочку `ОХТАлита`, исходя из двух базовых принципов нашей компании: снижение затрат и повышение качества. За 12 лет работы предприятие не получило ни одной рекламации по качеству продукции и было удостоено золотых медалей Международных выставок `Российский промышленник` в 1998 году, с 2001-го по 2003 год, `Нева-2001` и серебряной медали выставки `Металлургия-2001`, проходившей в рамках выставки `Неделя высоких технологий`, многочисленными дипломами и грамотами.
Конечно, высокое качество требует больших затрат, поскольку для этого необходимо постоянно совершенствовать технологию производства и оснащать его высокотехнологичным оборудованием. Но если на первом этапе это приводит к увеличению себестоимости, то уже на следующем идет ее снижение. Сегодня я имею возможность не повышать цены на свою продукцию за счет экономии на сырье, на энергоносителях. Это при том что в среднем по рынку металлопродукции рост цен составил около 30%. Мне кажется, это лучший аргумент в пользу реальной сертификации качества. |