По итогам IV Всероссийского конкурса экономического развития `Золотой рубль` в номинации `Лучший город РФ` победителем признан Псков. Торжественная церемония, посвященная этому событию, состоялась 20 октября
Городу, живущему в
2005-м без бюджета и устава, испытывающему финансовые и энергетические проблемы, такой трофей, конечно, пригодится. Но, похоже, достижения территории рассматривались в совсем другом аспекте и под воздействием имиджа, созданного градоначальником в Совете российских городов. Иначе эксперты конкурса обратили бы внимание на удручающее состояние городских дорог, отсутствие тротуаров, на массовую сдачу производственных площадей в аренду торговцам, на низкий инвестиционный потенциал.
В отличие от десятков более крупных и ресурсопри-влекательных городов РФ, Псков имеет ценное для зарубежных инвесторов преимущество - относительно низкие экономический и криминальный риски. Но даже при этом за последние пять лет с западным капиталом открыто лишь одно предприятие - по выпуску торговой мебели.
Потоки бизнесменов, намеренных оставить латы и кроны для приращения в российском приграничье, весьма скромные. Серьезных долговременных отношений не получается. Почему? Большую часть объема промышленного производства города дают немногочисленные частные крупные и средние предприятия, их около 50. Получить цех или участок для размещения совместного производства не так-то просто. Хозяева предпочитают сдавать такие площади в аренду под высокие проценты.
Выходит, что вся надежда в модернизации производства и видов продукции - на малые предприятия (МП). Но практика Пскова показывает, что в последние два года в малом бизнесе не просматривается ни подъема, ни производственной динамики, в отличие от всплеска середины 1990-х. В городе зарегистрировано свыше 4500 МП, фактически работает чуть более тысячи, то есть 22%. В основном это торговля и общепит (422 предприятия), 160 - в строительстве и 7 - в ЖКХ!
40% малых предприятий рассчитывает только на городской (областной) рынок, и лишь 13% планирует выходить за его пределы. Сделать это не позволяют финансовая стесненность, ограниченные технические и кадровые возможности.
В этих условиях сложно говорить о кооперации с зарубежными партнерами и о выпуске высокотехнологичной продукции. Хотя попытки бывают.
Малый бизнес Пскова по рентабельности, производительности труда, средней зарплате соответствует среднему уровню в СЗФО, а по доле в валовом городском продукте вдвое его превышает - 22% против 11% по СЗФО, хотя с учетом экономической структуры должен приближаться к среднеевропейскому уровню - около 60% ВВП.
Что для этого делается при явном спаде предпринимательского энтузиазма? Как говорит зампредседателя городского комитета отраслевого взаимодействия (куда входят промышленность и малый бизнес) Александр Наумов, немногочисленные сотрудники его службы стремятся практически содействовать продвижению продукции МП, развитию кооперации.
- К сожалению, как и во всей России, - сказал он, - бичом МП остаются высокие банковские проценты, отсутствие госгарантий в системе заимствований для малого бизнеса. Положение, когда малый бизнес Пскова освобождали от налогов на срок окупаемости до трех лет, просуществовало не-долго. Хотя производства, открытые на этих условиях, успешно работают. По возможности, стараемся снимать бюрократические барьеры на пути МП. В ведении комитета - регистрация трудовых договоров по принципу `одного окна`. Сейчас создаем специализированную карту с указанием размещения МП, их товара и наличия свободных площадей.
Инициативы комитета пока поддержки не нашли. Целевая долгосрочная программа по развитию малого бизнеса не принята. Возможно, ввиду бюджетных проблем. Но отсутствие административной мобильности не стимулирует частную инициативу. |