На первой после летних каникул сессии вологодские депутаты приняли поправку к доходной части областного бюджета. Она выросла на 875 млн руб. Комментируя эту цифру, начальник департамента финансов правительства Вологодской области Галина Изотова пояснила, что основу прибытка - 500 млн - составили дополнительные поступления от предприятий малого и среднего бизнеса
Эти слова были восприняты с известной долей скепсиса. К ежегодным появлениям незапланированных денег в бюджете области здешние аналитики уже привыкли. По этому случаю принято говорить, что либо мировые цены на металл снова поднялись, либо недостаточно напряженный бюджет приняли. Однако теперь `львиную` долю дополнительных поступлений обеспечил налог на прибыль, выплаченный средним и малым бизнесом. Вот тут - большой знак вопроса.
Дело в том, что более трети такого бизнеса в области составляют предприятия торговли. А анализ экономики в этой сфере области если и возможен, то разве что эмпирическим путем.
Объем розничной торговли в области неуклонно растет. В 2003 году он превысил 26 млрд руб., в 2004-м - 31 млрд, а за первое полугодие перемахнул за 19 млрд руб. Однако вряд ли эту цифру можно считать объективной. И вот почему.
Официальная статистика утверждает, что более двух третей населения области имеют доходы ниже прожиточного минимума - 5 тыс. руб. Но вклады вологжан в кредитных учреждениях уже превысили 12 млрд руб., что лишь на 3 млрд руб. меньше доходной части областного бюджета с учетом поправок, внесенных на последней сессии Законодательного собрания. Это если не считать деньги, потраченные на покупку драгоценностей, валюты...
Спрашивается: как можно было аккумулировать такие сбережения при средней зарплате в области 7,8 тыс. руб. и нынешнем уровне цен на основные товары и услуги? Только за счет того, что значительная часть доходов не учитывается.
Официально принято считать, что `теневой` сектор в области - около 14%. На самом деле он, видимо, гораздо шире. Есть районы, особенно на востоке, где более чем на 90% население живет за счет скрытой зарплаты. Тысячу рублей работодатель выплачивает официально, остальное - в конвертах. Это обычная практика.
Естественно, если население несет свои средства на потребительский рынок, нужно чтобы этот рынок предложил соответствующий спросу ассортимент товаров и услуг. Что и происходит: на `теневые` доходы он отвечает `теневым` предложением. Вот почему объем потребления в области, как считают многие местные обозреватели, на самом деле раза в два выше, чем принято считать. И товарооборот за I полугодие фактически составил не 19 млрд руб., а едва ли не все 40 млрд руб.
А отвечают на сей спрос именно те предприятия малого и среднего бизнеса, которые в виде налогов дали бюджету области дополнительные полмиллиарда. Спрашивается: а сколько недоплатили?
Есть ведь и еще одна сторона проблемы. Если розница платит подати по так называемой упрощенной схеме, то оптовики рассчитываются с государством как юрлица. Вологодский торговый оптовик, возглавляющий фирму, заметил, что если розница может воспользоваться преимуществами `упрощенки`, то для фирм, нуждающихся в инновациях, она практически недоступна. А раз нет возможности заинтересовать инвесторов, то компании не могут рассчитывать на модернизацию...
Молодой фермер из глубинки, создавший малое сельхозпредприятие по откорму свиней, эту мысль развил. Мешают вмешательство чиновничества в бизнес, в том числе путем согласованных действий представителей различных властных структур; ограниченный доступ к земле для размещения бизнес-объектов; необходимость согласовать любой документ; налоговое администрирование; проверки СЭС и представителей правоохранительных органов. Чтобы выжить, приходится скрывать данные о себе от официального учета.
Объясняя это, обычно ссылаются на издержки еще не до конца оформившегося потребительского рынка. Между тем он тоже мог бы стать одним из тех `механизмов`, которые позволили обеспечить существенный рост регионального валового продукта, о чем в последнее время вся чаще говорит правительство области. Если с базовыми отраслями, черной металлургией и химией все более или менее ясно, то этот рынок упорно не поддается статистике.
Где выход? В саморегулировании потребительского рынка? Сомнительно, что это возможно: ни в стране, ни в области нет равновесия между спросом и предложением в торговле и сфере услуг.
Правительство РФ и Минэкономразвития декларируют свои намерения передать полномочия по потребительскому рынку регионам и местным властям. Но в России до сих пор нет ни одного правового акта прямого действия, определявшего меры государственного регулирования в этой сфере. В отличие от многих других стран, нет даже закона о торговле.
Вот почему заявление о дополнительных деньгах, полученных бюджетом Вологодской области за счет малого и среднего бизнеса, воспринято с некоторым недоверием. |