Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

На горизонте - новые морские просторы - ЭиВ N 40 (577)
ТРАНСПОРТ
На горизонте - новые морские просторы
No. 40 (577) 24.10.2005
Андрей ЛАЗАРЕВ
На выставке `Нева-2005` были представлены проекты, раскрывающие перспективы роста для отечественного судостроения. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов недавно заявил, что хотя 40% судов российских пароходств выработало срок эксплуатации, тем не менее потенциал российских судостроительных заводов используют сегодня на 20-25%
Выжить многим российским верфям помогают иностранные заказы. Они поступают из стран как дальнего зарубежья, так и СНГ. Однако большинство из них - на суда типа `река-море`, за строительство которых отечественным заводам приходится жестко конкурировать с украинскими верфями. Последние развиваются благодаря господдержке и могут себе позволить снижать цены.

Подобные контракты реализуют в первую очередь на юге РФ. Однако они есть и на Северо-Западе РФ. Один из самых заметных реализуют на `Выборгском судостроительном заводе`, где в 2006-м сдают третий танкер для `Казмортрансфлота`. Сегодня эта судоходная компания вновь планирует пополнить свой тоннаж и значительную часть заказов размещает на российских верфях.

В последнее время все чаще иностранные компании стали заказывать в РФ и вспомогательный флот. На `Невском судостроительно-судоремонтном заводе`, в частности, сейчас выполняют заказы на строительство 12 портовых буксиров для голландской компании Damen.



Концентрация ресурсов



Успешнее выступают на мировом рынке судостроения российские верфи, которые входят в крупные финансово-промышленные группы. Именно концентрация ресурсов позволила загрузить заказами `Волгоградский судостроительный завод` (там спущен на воду третий сухогруз из заказанных шести для Palmali Shipping) и завод `Красное Сормово` (в июле сдан девятый танкер для KSS Shipping). Последние два предприятия входят в группу `Морские и нефтегазовые проекты`. Она же контролирует в Петербурге судостроительную фирму `Алмаз`.

Консолидация отечественных судостроительных заводов - тенденция, характерная для последних лет. Осенью нынешнего года состоялись сделки, которые свидетельствуют о продолжении процесса слияний и поглощений. В их числе - выкуп активов `Объединенной промышленной корпорацией` (связана с Международным промышленным банком) `Балтийского завода` у группы `ИСТ`.

Сделка поставила точку в конфликте между `Северной верфью` (тоже контролируется `ОПК`) и прежними владельцами `Балтийского завода` за экспортные заказы. Теперь два предприятия будут работать скоординированно.

Генеральный директор ОАО `Совкомфлот` Сергей Франк не исключает возможности поглощения его компанией ОАО `Новороссийское морское пароходство`. Однако подобные сделки - в компетенции государства, которому принадлежат контрольные пакеты пароходств. А чем крупнее компания, тем больше новых судов она может позволить себе заказывать.

В дальнейшем можно ожидать усиления альянсов судостроителей и металлургов: ведь спрос на толстолистовую сталь на мировом рынке во многом определяется именно политикой судостроителей.



У отечественных заказчиков - проблемы



В России далеко не у всех компаний хватает средств для обновления своего торгового флота. Особенно мало средств на это у малых и средних фирм. Потому, как правило, эти фирмы эксплуатируют старый флот. Но финансов для модернизации тоннажа маловато и у таких крупных пароходств, как Мурманское и Архангельское.

Еще хуже с контрактами на постройку рыболовецких судов. Даже если их удается разместить, то для отечественных верфей их реализация связана с большим риском. В частности, по данным администрации Архангельской области, на судоверфи в Северодвинске было построено три новых траулера, но с их реализацией возникли проблемы.

Рыболовецкие предприятия опасаются, что, приобретя новый флот, не смогут окупить затраты.



И все же Российский флот строят



Основным заказчиком судостроителей в РФ можно назвать ОАО `Совкомфлот`, которое владеет 48 судами (включая 36 танкеров) общим дедвейтом 3,6 млн тонн. Его программа пополнения флота связана с обслуживанием российской грузовой базы, в которой все больше заказов связано со строительством танкеров для морских перевозок нефти и сжиженного газа.

В ОАО `Совкомфлот` подписали соглашение о строительстве в ОАО `Северная верфь` серии многоцелевых сухогрузов дедвейтом по 10-12 тыс. тонн, а также танкеров для перевозки сжиженных нефтяных газов. ОАО `Совкомфлот` также заказало `Адмиралтейским верфям` построить серию из 6 танкеров-продуктовозов дедвейтом 47,4 тыс. тонн для вывоза нефти и газового конденсата с шельфа Баренцева и Карского морей.

Контракт оценивается в $160 млн, из которых 30-40% финансируется из средств `Совкомфлота`, а остальное - за счет займов в иностранных банках.

Кроме того, `Адмиралтейские верфи` вместе с финским конструкторским бюро Aker Arctic Technology Inc. выполняют контракт на проектирование и строительство двух высокоманевренных танкеров усиленного ледового класса дедвейтом по 70 тыс. тонн для вывоза нефти, добытой ЗАО `Севморнефтегаз` (дочерная компания ОАО `Роснефть`) с Приразломного месторождения. Ориентировочная сдача - в 2007-2008 гг.



Верфи борются за госзаказ



В последнее время крупным заказчиком становится и государство, которое намерено обновлять военно-морской и ледокольный флот. Поступают заказы от МЧС. Достраивается атомоход `50 лет Победы`. На ФГУП `Росморпорт` заказали 3 дизель-электрических ледокола общей стоимостью $150 млн.

Госзаказы помогают улучшить финансовое положение российских верфей. Скажем, благодаря им оборот `Балтийского завода` в 2004 году увеличился до 9,7 млрд руб. и получена прибыль в 100 млн руб.

Однако основной спрос все же формируют частные фирмы. Чаще всего в РФ они заказывают наливные суда и универсальный флот типа `река-море`. Именно такими сухогрузами планирует пополнить свой тоннаж `Беломорско-Онежское пароходство`: 10 теплоходов смешанного плавания грузоподъемностью по 5,4 тыс. тонн строят на `Онежском ССЗ` (Карелия).

В 2004-2005 гг. ассортимент заказываемой российским судостроителям продукции расширился. Они теперь выпускают еще и оборудование для аквапарков, плавучие развлекательные центры и даже яхты.



Выручка судостроительных предприятий СЗФО, млн долларов



Выручка 2001 г. 2003 г. 2004 г.



ФГУП `Севмашпредприятие` 83,6 39,9 -

ОАО `Балтийский завод` 12,5 0,7 400

ОАО `Северная верфь` 111,9 39,9 -

ОАО `Судостроительная 72,7 40,9 -

фирма `Алмаз`

ОАО `Прибалтийский 3,5 - -

ССЗ `Янтарь`
Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru