В Федеральном агентстве по промышленности (Роспром) вынуждены констатировать, что сегодня основным заказчиком отечественного приборостроения и радиоэлектроники стало Росвооружение.
А по данным военных, их доля в обороте приборостроителей поднялась до 70%. При этом заместитель начальника Управления вооружения Вооруженных сил РФ Александр Рахманов отметил, что заказчик поставлен в сложное положение: большинство отечественных приборостроительных предприятий не отвечает современным требованиям. Однако они должны выпускать продукцию, конкурирующую с зарубежными аналогами. Иначе на ее закупки не имеет смысла тратить казенные средства.
Вырастим `хай-тек` в концернах
В ведущих странах НАТО к госзаказам допускают только высокотехнологичные компании, в которых выработка на одного сотрудника не ниже $80 тыс. в год. В РФ на предприятиях, выполняющих оборонные подряды, средний работник выпускает продукции всего на $10 тыс. И лишь в некоторых из них этот показатель поднимается до $35-40 тыс. Потому основной целью в Роспроме ставят по крайней мере удвоение выработки на одного сотрудника и доведение этой планки на ведущих предприятиях до $60 тыс. Меньше никак нельзя, если они хотят выпускать изделия, для которых действует, как говорят на Западе, `закон Ома`: через каждые 18 месяцев с начала оптовых продаж `сопротивление` при продвижении на рынке удваивается, а через два цикла (3 года) товар практически вытесняется инновациями конкурентов.
В Росвооружении одним из путей создания высокотехнологичной продукции считают создание концернов. Поскольку они формируются в основном под выполнение задач военного ведомства, то оно желает и диктовать правила игры для `спасаемых` от финансовой несостоятельности предприятий. Ведь в концерны принимают компании, где государство должно контролировать не менее 51% акций, что сразу же создает трудности для большинства приватизированных компаний.
Многие приборостроительные фирмы в российских регионах были вынуждены перепрофилировать часть бизнеса. Иногда до 80% доходов бывшим оборонным предприятиям приносят заказы, которые не связаны с их основной специализацией, но используют их торговую марку. Значит, в концерн приходится включать, по сути, группу компаний. А часть дочерних фирм не нужна для оборонных заказов. Что делать с ними? Дарить им самостоятельность - терять высокодоходные активы. И это тогда, когда у руководства новоиспеченных концернов нет финансовой стабильности и уверенности в завтрашнем дне...
Обанкротить или отдать варягам?
Власти многих субъектов РФ готовы скорее провести убыточных приборостроителей через процедуры банкротства и внешнего управления, чем отдать своих налогоплательщиков под контроль Центра. Не случайно половину рабочего времени столичные менеджеры концернов вынуждены сегодня тратить на урегулирование проблем с субъектами РФ. В большинстве случаев региональные власти хотят гарантий инвестиций и препятствуют распродаже в пользу московских концернов части недвижимости и сокращению рабочих мест `спасаемых` ими предприятий.
Наконец, в Росвооружении хотят от отечественной радиоэлектроники реализации таких проектов, на финансирование которых в оборонном бюджете средств не хватает. Потому выдвигается идея государственно-частного партнерства, когда часть расходов берут на себя коммерческие организации в счет предоставления им сопутствующих услуг.
Как привлечь партнеров
Правда, в российском законодательстве про такие государственно-частные партнерства ничего не сказано. Но не это главное: даже там, где существовали объективные предпосылки для подобных проектов, частные инвесторы предпочли не связываться с российскими оборонными ведомствами и воспользовались услугами западных корпораций.
Типичный пример - система позиционирования и спутниковой связи `ГЛОНАСС`. На орбиту выведена дюжина спутников с 18 каналами, значительная часть которых не используется из-за сокращения Военно-морского флота и парка военной авиации, являющихся основными потребителями
услуг системы.
Спутники и наземные станции уже давно имелись в РФ. Но потенциальные гражданские потребители услуг российских военных (дорожные строители, автомобилисты, железнодорожники) предпочли использовать стандарт спутниковой связи GPS - по сути американский аналог `ГЛОНАСС`.
В результате России пришлось заняться модернизацией отечественной системы спутниковой связи целиком за счет оборонного бюджета, тогда как в США выводили на орбиту спутники для поддержки каналов GPS в основном на средства коммерческих пользователей. В том числе, получается, и за счет российских.
Экономика отдельных стран давно уже стала частью глобальной политики. Но эта мысль с трудом доходит до военных ведомств РФ, где привыкли строить бизнес во фронт, а не руководствоваться рыночными принципами.
Справка
По данным Росвооружения, оборонный заказ в 2006 году составит 253 млрд руб. На долю петербургских предприятий приходится
15-20%. По оборотам это второй (после московского) региональный комплекс, в который входят 28 предприятий радиоэлектроники и приборостроения. Среди них наивысших
успехов добились такие фирмы, как `Вектор` и `Радар. |