Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Как военные спасают радиоэлектронику - ЭиВ N 38 (575)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Как военные спасают радиоэлектронику
No. 38 (575) 10.10.2005
Александр ВОЕВОДИН
Российские приборостроители понимают пользу интеграции, но не все согласны с тем, как это делается на практике. Об этом говорили участники научно-практической конференции `Концепция развития радиоэлектронного комплекса: проблемы и задачи`, которая прошла в рамках форума `Российский промышленник-2005`
В Федеральном агентстве по промышленности (Роспром) вынуждены констатировать, что сегодня основным заказчиком отечественного приборостроения и радиоэлектроники стало Росвооружение.

А по данным военных, их доля в обороте приборостроителей поднялась до 70%. При этом заместитель начальника Управления вооружения Вооруженных сил РФ Александр Рахманов отметил, что заказчик поставлен в сложное положение: большинство отечественных приборостроительных предприятий не отвечает современным требованиям. Однако они должны выпускать продукцию, конкурирующую с зарубежными аналогами. Иначе на ее закупки не имеет смысла тратить казенные средства.



Вырастим `хай-тек` в концернах



В ведущих странах НАТО к госзаказам допускают только высокотехнологичные компании, в которых выработка на одного сотрудника не ниже $80 тыс. в год. В РФ на предприятиях, выполняющих оборонные подряды, средний работник выпускает продукции всего на $10 тыс. И лишь в некоторых из них этот показатель поднимается до $35-40 тыс. Потому основной целью в Роспроме ставят по крайней мере удвоение выработки на одного сотрудника и доведение этой планки на ведущих предприятиях до $60 тыс. Меньше никак нельзя, если они хотят выпускать изделия, для которых действует, как говорят на Западе, `закон Ома`: через каждые 18 месяцев с начала оптовых продаж `сопротивление` при продвижении на рынке удваивается, а через два цикла (3 года) товар практически вытесняется инновациями конкурентов.

В Росвооружении одним из путей создания высокотехнологичной продукции считают создание концернов. Поскольку они формируются в основном под выполнение задач военного ведомства, то оно желает и диктовать правила игры для `спасаемых` от финансовой несостоятельности предприятий. Ведь в концерны принимают компании, где государство должно контролировать не менее 51% акций, что сразу же создает трудности для большинства приватизированных компаний.

Многие приборостроительные фирмы в российских регионах были вынуждены перепрофилировать часть бизнеса. Иногда до 80% доходов бывшим оборонным предприятиям приносят заказы, которые не связаны с их основной специализацией, но используют их торговую марку. Значит, в концерн приходится включать, по сути, группу компаний. А часть дочерних фирм не нужна для оборонных заказов. Что делать с ними? Дарить им самостоятельность - терять высокодоходные активы. И это тогда, когда у руководства новоиспеченных концернов нет финансовой стабильности и уверенности в завтрашнем дне...



Обанкротить или отдать варягам?



Власти многих субъектов РФ готовы скорее провести убыточных приборостроителей через процедуры банкротства и внешнего управления, чем отдать своих налогоплательщиков под контроль Центра. Не случайно половину рабочего времени столичные менеджеры концернов вынуждены сегодня тратить на урегулирование проблем с субъектами РФ. В большинстве случаев региональные власти хотят гарантий инвестиций и препятствуют распродаже в пользу московских концернов части недвижимости и сокращению рабочих мест `спасаемых` ими предприятий.

Наконец, в Росвооружении хотят от отечественной радиоэлектроники реализации таких проектов, на финансирование которых в оборонном бюджете средств не хватает. Потому выдвигается идея государственно-частного партнерства, когда часть расходов берут на себя коммерческие организации в счет предоставления им сопутствующих услуг.



Как привлечь партнеров



Правда, в российском законодательстве про такие государственно-частные партнерства ничего не сказано. Но не это главное: даже там, где существовали объективные предпосылки для подобных проектов, частные инвесторы предпочли не связываться с российскими оборонными ведомствами и воспользовались услугами западных корпораций.

Типичный пример - система позиционирования и спутниковой связи `ГЛОНАСС`. На орбиту выведена дюжина спутников с 18 каналами, значительная часть которых не используется из-за сокращения Военно-морского флота и парка военной авиации, являющихся основными потребителями

услуг системы.

Спутники и наземные станции уже давно имелись в РФ. Но потенциальные гражданские потребители услуг российских военных (дорожные строители, автомобилисты, железнодорожники) предпочли использовать стандарт спутниковой связи GPS - по сути американский аналог `ГЛОНАСС`.

В результате России пришлось заняться модернизацией отечественной системы спутниковой связи целиком за счет оборонного бюджета, тогда как в США выводили на орбиту спутники для поддержки каналов GPS в основном на средства коммерческих пользователей. В том числе, получается, и за счет российских.

Экономика отдельных стран давно уже стала частью глобальной политики. Но эта мысль с трудом доходит до военных ведомств РФ, где привыкли строить бизнес во фронт, а не руководствоваться рыночными принципами.



Справка



По данным Росвооружения, оборонный заказ в 2006 году составит 253 млрд руб. На долю петербургских предприятий приходится

15-20%. По оборотам это второй (после московского) региональный комплекс, в который входят 28 предприятий радиоэлектроники и приборостроения. Среди них наивысших

успехов добились такие фирмы, как `Вектор` и `Радар.
Другие материалы рубрики
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
29.09.08Ритейл заводит новые связи
29.09.08Коротко
11.08.08Виртуальные гонки за клиентами
Модернизация клиентоориентированных приложений и систем управления базами данных - условие для выживания банков на рынке
11.08.08Коротко
28.07.08Коротко
28.07.08Конкуренция компромиссов
28.07.08Где найти новые знания
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru