Существенна поддержка ЕБРР, вкладывающего деньги в действительно приоритетные для России отрасли, да еще и под гарантии правительства. Иностранные банки меньшего масштаба также содействуют развитию нашей экономики, финансируя наиболее известные и значимые предприятия. Не секрет, что объем денежных средств среднестатистической западной кредитной организации сопоставим с годовым бюджетом России, что отражается на масштабах деятельности такого банка.
Но не стоит думать, что отечественные банки просто так сдают свои позиции. На рынок в последнее время выводят вполне конкурентоспособные продукты, не уступающие западным аналогам. Кроме того, следует учитывать, что в России многое определяют связи, и чаще всего стратегически важные задачи решают в неофициальной обстановке, нежели в зале переговоров. Деньги играют роль, но доверительные отношения порой перевешивают, а этого иностранные банки предложить пока не могут.
Что касается ценовой конкуренции, тут тоже есть свои нюансы. Проценты по кредиту для заемщика, юридического лица, в среднем составляют сегодня 15-16% (годовых) в рублях и 11-12% (годовых) в валюте. В основном это `короткие` деньги, которые дают как наши, так и иностранные банки при наличии залога и удовлетворительном финансовом состоянии.
`Длинных` денег в России по-прежнему нет. Отечественные банки вкладывают в долгосрочные проекты, но, как правило, в дружественные им структуры. А иностранные банки стараются взять на себя лишь часть крупного проекта и свести все риски к минимуму. Идти на демпинг они не решаются в силу своей осторожности.
В поисках `длинных` денег российские банки стали все чаще брать взаймы на Западе, минуя дочерние структуры иностранных банков. При поставках в страну импортной продукции или при экспорте товаров за рубеж нередко используют схемы внешнеторгового финансирования, когда привлекается западный банк, дающий деньги по цене, близкой к LIBOR, что дает возможность нашему банку организовать финансирование, необходимое для клиента: до 5-7 лет.
Наибольшая активность сейчас проявляется на потребительском рынке. Свою нишу на нем уже заняли банк `Русский Стандарт`, `Росбанк`. Перепрофилируются на ритейл Гута-Банк (сейчас работает под новым названием - ВТБ-24) и Автобанк-НИКОЙЛ. Активно в игру включился Внешторгбанк, а Сбербанк РФ, теряя свои позиции, из последних сил старается быть на высоте.
На население сделали упор в CitiBank и BSGV и еще ряде западных банков, работающих в России. CitiBank при этом делает ставку на массовое распространение кредитных карт, а BSGV - на классический набор банковских услуг для населения и целевые кредиты.
Пока отечественные банки только подошли к необходимости развивать программы кредитных карт, и эта ниша практически свободна, хотя в ней успевают зарабатывать и `Авангард`, и Альфа-Банк. Этот рынок будет быстро расти в ближайшее время, что позволит культуру пластиковых расчетов сделать такой же распространенной, как и в метрополитене, где на каждой станции один или несколько банкоматов.
Основную ставку в борьбе за население банки сейчас делают на масштабность, то есть выдать максимум кредитов, оформить максимум пластиковых карт и т. д.
Еще одной рыночной нишей, где также сталкиваются интересы отечественных и иностранных банков, можно назвать автокредитование. Обычно у западных автосалонов есть договоренности с иностранными банками, но чаще всего один салон работает с несколькими кредитными организациями, предоставляя различные варианты условий заимствования, зависящие от срока кредита, суммы первоначального взноса, а иногда и от марки автомобиля.
В ближайшем будущем в банковском секторе только усилится конкуренция как за частного, так и за корпоративного клиента. Возможно, и кредитные ставки пойдут вниз, постепенно приближаясь к западным. Все это заставит банки уделять больше внимания и сервису, чтобы клиенты не чувствовали, в каком банке их обслуживают: в российском или иностранном. |