Введение новых таможенных пошлин на 180 видов продукции лесопромышленного комплекса привело к тому, что значительно больше стали отправлять на экспорт пиломатериалов, а доля круглого леса снизилась до одной трети от всех продаж за рубеж.
Создание условий для стимулирования инвестиций в ЛПК привело к модернизации производств, в результате чего производительность труда в отрасли повысилась на 31,9%.
На Северо-Западе России сосредоточено 12% лесных запасов страны. Они оцениваются в 10 млрд кубометров. Однако пока нельзя сказать, что лесными ресурсами распоряжаются эффективно: остается слишком большой доля перестойных лесов, расчетную лесосеку используют на 40%, что, правда, выше, чем в других округах РФ.
Как считает полпред Президента РФ в СЗФО Илья Клебанов, в секторе лесопереработки на Северо-Западе наметились положительные тенденции. Самое главное - идет приток инвестиций. Пока в основном - в деревообработку, а затем - в заготовку древесины. Объяснение простое: в деревообработку можно направить небольшие капиталовложения, которые быстро окупаются. Президент `Холдинга `Минитэкс` Александр Бортников уточнил, что это способ повышения рентабельности лесного бизнеса: ведь если предприятия перерабатывают менее 50% заготавливаемого леса, они обречены на вечную нехватку средств на развитие, а то и на хроническую убыточность.
Основные дискуссии на форуме шли по трем вопросам. Первый: как повысить эффективность управления лесным хозяйством? В Федеральном агентстве лесного хозяйства (ФАЛХ) считают, что для этого достаточно провести реформу системы управления лесопользованием и бюджетного финансирования отрасли. При этом не скрывают, что госсредств на все не хватит. Потому предлагают на часть работ скинуться заготовителям.
В Минэкономразвития РФ еще более радикальны: там полагают, что все убытки, связанные с лесопользованием, государство покрывать не обязано, а финансирование из бюджета должно быть пропорционально полученному в ЛПК финансовому результату. Опыт Финляндии показывает, что ЛПК может быть вообще безубыточен. Там с предприятий отрасли даже взимают лесную ренту, которую вкладывают в развитие высоких технологий. Вместе с тем в Минэкономразвития РФ не отрицают необходимость направления средств на содержание инфраструктуры и обеспечение сохранности лесного имущества.
Второй повод для споров возник при обсуждении принципов организации государственно-частных партнерств. Пока они отрабатываются на пилотных проектах строительства лесовозных дорог, которые реализуются, в частности, в трех субъектах РФ Северо-Запада. Но как это делать, если непонятно: кто и в какой мере будет хозяином введенного в строй объекта? как его передавать в пользование заготовителям? Наконец: как быть, если у субъектов РФ возникнет искушение использовать госсредства не по целевому назначению? Скажем, под видом лесовозных дорог захотят построить магистрали между населенными пунктами, а отводы от них к лесу пусть, мол, заготовители строят сами... В общем, вопросов больше, чем ответов.
Третья тема, ставшая предметом дискуссий, - механизмы привлечения инвестиций в ЛПК. В Минэкономразвития РФ и ФАЛХ полагали, что все решит объединение в группы и холдинги части из 20 тысяч предприятий, занятых в лесном бизнесе, 52% из которых числятся убыточными, а 12 леспромхозов - финансово несостоятельными.
Однако такая рекомендация вызвала недовольство представителей многих малых и средних компаний. Да и в антимонопольном ведомстве резко выступили против необоснованной концентрации производств в отрасли. И предложили определить лимиты для компаний или групп лиц, ввести механизмы предварительного согласования сделок.
Как видим, на форуме вновь прозвучали противоречивые мнения. До выработки консолидированной точки зрения, по-видимому, далеко. А значит, скорых реформ в ЛПК ожидать не приходится. И новый Лесной кодекс примут тоже не скоро.
Инвестиции в ЛПК РФ, $млрд
2002 год 0,15
2004 год 2,00
2005 год 2,40*
2007 год 4,00*
* Прогноз |