Как и по всей стране, в Петербурге обеспокоены ростом цен на бензин. Президент НП `Нефтяной клуб Санкт-Петербурга` Олег Ашихмин прояснил ситуацию. По его словам, оптовые цены с начала года возросли на 44%, в то время как розничные на АЗС - лишь на 12%.
`К началу сентября после резкого повышения цен на нефть наши топливные операторы и компании, которые занимаются розничной реализацией бензина на АЗС, стали работать практически в минус, поэтому были вынуждены повышать цены, - заявил О. Ашихмин. - За сентябрь по Петербургу цена на бензин возросла от 40 до 70 коп. Если рассматривать ситуацию исключительно экономически, то для того чтобы нам восстановить баланс хотя бы середины лета, цена должна вырасти еще на 3 рубля`.
Но существуют и другие, менее болезненные варианты. Например, в ходе дискуссий между Минпромэнерго, Федеральной антимонопольной службой и Российским топливным союзом были выдвинуты на рассмотрение следующие предложения: уменьшение НДПИ, введение биржевой торговли (однако в этом не заинтересованы владельцы ни сырья, ни нефтепродуктов), увеличение экспортной пошлины на нефть и даже выведение из госрезерва определенного объема нефтепродукта на свободный рынок (как выяснилось позже, речь шла всего о 2% от объема всей нефти, имеющейся на рынке).
На встрече В. Христенко и нефтяников (глав `ЛУКОЙЛа`, `Роснефти`, `Сибнефти`, `Сургутнефтегаза`, `Татнефти` и `ТНК-ВР`) было принято решение заморозить цены. Однако непонятно, какие именно: оптовые или розничные на принадлежащих ВИНК (вертикально-интегрированным компаниям) АЗС?
По мнению О. Ашихмина, от замораживания оптовых цен не пострадают ничьи интересы. Дело в том, что при установлении розничных цен на АЗС, относящихся к самым влиятельным нефтяным компаниям страны, независимые операторы окажутся в неравных условиях и могут понести убытки. Несмотря на рост отпускных цен на топливо, они не смогут повысить розничные, в противном случае потеряют клиентов. При рассмотрении варианта фиксации оптовых цен обнаруживаются его явные преимущества. Заинтересованность в нем независимых топливных операторов и компаний очевидна. ВИНК также ничего не теряют, даже наоборот (как правило, осенью и зимой образуется достаточное количество продукта, который поступает на свободный рынок, что приводит к снижению оптовых и розничных цен).
`Фиксация оптовых цен - то решение проблемы, к которому мы все сегодня стремимся`, - подытожил О. Ашихмин.
|