По данным статистики, российское машиностроение становится благополучной отраслью. Рост промышленного производства в РФ за 7 месяцев 2005 года достиг 4,1%. И начиная с июля этот процесс идет с нарастающим итогом.
Однако это благополучие достигнуто в основном за счет притока западного капитала или привлечения к проектам западных партнеров. Отсюда и хорошие показатели в автомобилестроении, транспортном машиностроении, в производстве техники для добычи полезных ископаемых и строительства, фасовочно-упаковочного оборудования и в секторе производства бытовой техники.
В Петербурге за этот же срок промышленное производство увеличилось на 17%. В основном - за счет выполнения машиностроительных заказов. В частности, отмечено увеличение выпуска генераторов, электрических машин, гидравлических турбин, тракторов, компрессоров и судостроительной продукции.
И здесь проявляется та же тенденция: даже в этих сегментах рынка рост продукции не приносит пропорционального финансового результата, что свидетельствует о старой болезни, которой до сих пор подвержено, несмотря на внедрение новых технологий, большинство отечественных предприятий - низкой эффективности бизнеса в целом.
В Минэкономразвития РФ полагают, что болезнь эту вылечит консолидация в машиностроении. Ведь по его завершении производство перейдет под контроль крупных управляющих компаний. В Петербурге этот процесс сначала охватил предприятия электромашиностроения. Теперь на очереди - судостроение. `Объединенная промышленная корпорация` (ОПК), управляющая производственными активами акционеров `Международного промышленного банка`, у группы `ИСТ` выкупила `Балтийский завод`.
Сделка поставила точку в конфликте между `Северной верфью` (принадлежит ОПК) и `Балтийским заводом` за экспортные заказы. Теперь на базе двух предприятий может возникнуть крупный судостроительный холдинг.
Премьер-министр РФ Михаил Фрадков, понимая, что машиностроение сейчас служит одним из сдерживающих факторов роста целого ряда других отраслей народного хозяйства, недавно выдал другой рецепт лечения болезни: обещал подумать, как скорректировать межбюджетную политику, разграничить полномочия между Центром и регионами.
Смысл такой рокировки - стимулировать инвестиции в отечественное машиностроение. Для этого же в Правительстве РФ одобрили положение о федеральном инвестиционном фонде.
Все это подтверждает: без государственной поддержки отечественным предпринимателям сложно прорваться на европейские рынки. На выставке в Ганновере, например, было представлено всего 15 петербургских предприятий, среди которых - заводы группы компаний `Силовые машины`, `Севкабель` и `Электропульт`. Если сейчас ничего не предпринимать, то в перспективе российские машиностроители могут потерять даже те рынки, которые стали для них традиционными.
Например, доля поставок из РФ в Китай машин и оборудования в общем объеме экспорта в последние годы неуклонно снижалась и сейчас не превышает 5%, хотя в КНР бурно развивается электроэнергетика и полным ходом идет промышленное строительство. Причем значительная часть этого экспорта выпадает на три крупных проекта, среди которых один реализует концерн `Силовые машины`, в мае 2005 года победивший в тендере на поставку турбин для китайской ГЭС `Байши` на $10 млн.
Финансовый результат промпредприятий Петербурга в I полугодии 2005 года, млрд руб.
Сальдированный
финансовый результат 7,4
% к январю - июню 2004 г. -31,0
Дебиторская задолженность 78,9
Кредиторская задолженность 118,9
Источник: Петростат
Комментарий специалиста
Александр Баркан, директор ЗАО `Петербургский станкостроительный завод`:
- Сегодня на российский рынок активно приходит большое количество западных компаний, которые предлагают выгодные схемы закупок с использованием банковских ресурсов. Однако стоимость их продукции выше, чем стоимость оборудования отечественных станкостроителей.
Многие российские предприятия готовы принять участие в модернизации ремонтной базы, которую проводят сейчас российские монополисты. Но тут не обойтись без поддержки правительства Петербурга. Она необходима для того, чтобы конкурентоспособные предприятия города быстрее осваивали этот емкий рынок.
Анатолий Ревков, заместитель генерального директора НПК `Промэлектроника`:
- Для развития инновационных технологий российские предприятия нуждаются в создании системы технопарков, связанных друг с другом. Это позволило бы расширить спектр выпускаемого в РФ радиооборудования. Ведь такие предприятия, как наше, располагают солидными наработками.
Мы способны предложить на рынке для судоходных компаний системы, которые соответствуют самым жестким международным стандартам.
Дмитрий Васильков, генеральный директор ООО `Сигма Тест`:
- Импортозамещение в РФ может развиваться быстрее, если удастся преодолеть ряд административных барьеров. Один из них - адаптация проектной документации РФ к западной.
ГОСТы Российской Федерации не всегда увязываются со стандартами Евросоюза и США. Российские системы контроля качества также не совпадают с международными. Необходимо расширить сферу применения технологического аудита. |