Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Благополучие реальное и призрачное - ЭиВ N 36 (573)
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Благополучие реальное и призрачное
No. 36 (573) 26.09.2005
Андрей ЛАЗАРЕВ
Выборочный опрос, проведенный среди руководителей петербургских предприятий, показал, что машиностроители способны расширить рынок сбыта своей продукции, но для этого им требуется господдержка
По данным статистики, российское машиностроение становится благополучной отраслью. Рост промышленного производства в РФ за 7 месяцев 2005 года достиг 4,1%. И начиная с июля этот процесс идет с нарастающим итогом.

Однако это благополучие достигнуто в основном за счет притока западного капитала или привлечения к проектам западных партнеров. Отсюда и хорошие показатели в автомобилестроении, транспортном машиностроении, в производстве техники для добычи полезных ископаемых и строительства, фасовочно-упаковочного оборудования и в секторе производства бытовой техники.

В Петербурге за этот же срок промышленное производство увеличилось на 17%. В основном - за счет выполнения машиностроительных заказов. В частности, отмечено увеличение выпуска генераторов, электрических машин, гидравлических турбин, тракторов, компрессоров и судостроительной продукции.

И здесь проявляется та же тенденция: даже в этих сегментах рынка рост продукции не приносит пропорционального финансового результата, что свидетельствует о старой болезни, которой до сих пор подвержено, несмотря на внедрение новых технологий, большинство отечественных предприятий - низкой эффективности бизнеса в целом.

В Минэкономразвития РФ полагают, что болезнь эту вылечит консолидация в машиностроении. Ведь по его завершении производство перейдет под контроль крупных управляющих компаний. В Петербурге этот процесс сначала охватил предприятия электромашиностроения. Теперь на очереди - судостроение. `Объединенная промышленная корпорация` (ОПК), управляющая производственными активами акционеров `Международного промышленного банка`, у группы `ИСТ` выкупила `Балтийский завод`.

Сделка поставила точку в конфликте между `Северной верфью` (принадлежит ОПК) и `Балтийским заводом` за экспортные заказы. Теперь на базе двух предприятий может возникнуть крупный судостроительный холдинг.

Премьер-министр РФ Михаил Фрадков, понимая, что машиностроение сейчас служит одним из сдерживающих факторов роста целого ряда других отраслей народного хозяйства, недавно выдал другой рецепт лечения болезни: обещал подумать, как скорректировать межбюджетную политику, разграничить полномочия между Центром и регионами.

Смысл такой рокировки - стимулировать инвестиции в отечественное машиностроение. Для этого же в Правительстве РФ одобрили положение о федеральном инвестиционном фонде.

Все это подтверждает: без государственной поддержки отечественным предпринимателям сложно прорваться на европейские рынки. На выставке в Ганновере, например, было представлено всего 15 петербургских предприятий, среди которых - заводы группы компаний `Силовые машины`, `Севкабель` и `Электропульт`. Если сейчас ничего не предпринимать, то в перспективе российские машиностроители могут потерять даже те рынки, которые стали для них традиционными.

Например, доля поставок из РФ в Китай машин и оборудования в общем объеме экспорта в последние годы неуклонно снижалась и сейчас не превышает 5%, хотя в КНР бурно развивается электроэнергетика и полным ходом идет промышленное строительство. Причем значительная часть этого экспорта выпадает на три крупных проекта, среди которых один реализует концерн `Силовые машины`, в мае 2005 года победивший в тендере на поставку турбин для китайской ГЭС `Байши` на $10 млн.



Финансовый результат промпредприятий Петербурга в I полугодии 2005 года, млрд руб.



Сальдированный

финансовый результат 7,4

% к январю - июню 2004 г. -31,0

Дебиторская задолженность 78,9

Кредиторская задолженность 118,9

Источник: Петростат



Комментарий специалиста



Александр Баркан, директор ЗАО `Петербургский станкостроительный завод`:



- Сегодня на российский рынок активно приходит большое количество западных компаний, которые предлагают выгодные схемы закупок с использованием банковских ресурсов. Однако стоимость их продукции выше, чем стоимость оборудования отечественных станкостроителей.

Многие российские предприятия готовы принять участие в модернизации ремонтной базы, которую проводят сейчас российские монополисты. Но тут не обойтись без поддержки правительства Петербурга. Она необходима для того, чтобы конкурентоспособные предприятия города быстрее осваивали этот емкий рынок.



Анатолий Ревков, заместитель генерального директора НПК `Промэлектроника`:



- Для развития инновационных технологий российские предприятия нуждаются в создании системы технопарков, связанных друг с другом. Это позволило бы расширить спектр выпускаемого в РФ радиооборудования. Ведь такие предприятия, как наше, располагают солидными наработками.

Мы способны предложить на рынке для судоходных компаний системы, которые соответствуют самым жестким международным стандартам.



Дмитрий Васильков, генеральный директор ООО `Сигма Тест`:



- Импортозамещение в РФ может развиваться быстрее, если удастся преодолеть ряд административных барьеров. Один из них - адаптация проектной документации РФ к западной.

ГОСТы Российской Федерации не всегда увязываются со стандартами Евросоюза и США. Российские системы контроля качества также не совпадают с международными. Необходимо расширить сферу применения технологического аудита.
Другие материалы рубрики
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
30.11.23Лекарство от экономического пессимизма
В первые годы рыночных реформ Петербург потерял сотни предприятий — об этом, как и о причинах случившегося, говорят и пишут уже больше двух десятков лет. Куда меньше известно, что за это же время в городе появились сотни новых российских компаний, причем многие были созданы буквально с нуля, с чистого листа, а сейчас имеют миллиардные обороты и входят во всевозможные «топы».
28.02.19Что имеем — не храним?
22.09.08Столичное шоу из Вологды
В Выставочном зале правительства Москвы прошла выставка-ярмарка `Вологодский продукт в Москве`. Она была организована департаментом продовольственных ресурсов, торговли и услуг Вологодской области
22.09.08Много молока не бывает
В течение пяти лет объемы производства молока в Ленинградской области должны вырасти на 30%, чтобы обеспечить потребности Петербурга и области
22.09.08Хороший климат дает результаты
Индекс промышленного производства в Псковской области превысил средней показатель по СЗФО
22.09.08`Петмол` отметил новоселье
14.04.08Новости промышленности
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru