На завершившейся в Москве ежегодной Международной книжной ярмарке издательский бизнес России продемонстрировал свои достижения: более 2 тыс. компаний-участников, более 20 тыс. новинок, новые имена и проекты. Все это - результат работы за последние 15 лет, прошедшие с момента появления в стране книжного бизнеса. Отрасль вполне сложилась и уверенно набирает обороты, однако впереди ее ждут большие перемены. О них рассуждает генеральный директор компании `Торгово-издательский дом `Амфора` Олег Седов
- Успех в бизнесе определяется объемом продаж. Как в этом плане обстоят дела издателей?
- Сейчас рынок перенасыщен. По официальным данным, из 700 млн выпущенных в 2004 году книг до потребителя дошло 500 млн. Какова судьба 200 млн книг?
- На складах лежат?
- Да. Еще год назад можно было с уверенностью сказать, что стартовый тираж в 4 тыс. экземпляров любой книги будет гарантированно продан. Сейчас такое утверждение уже вызывает сомнения. Из осторожности я бы сказал, что гарантированно можно продать 2 тыс. экземпляров любой книги. Даже если мы с вами сознательно напишем что-то, что будет абсолютным бредом, и издадим, то я буду спокоен, что 2 тыс. экземпляров такой книги смогу продать.
- Но это уже - некоммерческий проект?
- Это будет некоммерческий проект, потому что с учетом нынешней себестоимости пороговый уровень окупаемости - около 3 тыс. экземпляров. Все остальное, и прежде всего - доходы издательства, зависит от объема, выпускаемого в месяц.
- А вас затаившиеся 200 млн книг не тревожат в том плане, что они могут взорвать и обрушить рынок?
- Тревожат не только меня, но и всю отрасль, уже, слава богу, начали тревожить государство. К сожалению, эта ситуация возникла из-за того, что розница развивается не такими темпами, как издательское дело. Потому очень многие издательства реинвестировали свою прибыль в развитие производственной программы, в типографии и увеличение плана выпуска. Было бы правильнее вкладывать деньги в развитие розницы. Пока же у нас колоссальный дефицит торговых площадей, по сравнению и с Америкой, и с Европой...
- Какой?
- В Германии на каждые 10 тысяч человек приходится книжный магазин, а у нас один магазин - на 80 тыс. или, как максимум, на 70 тыс. человек.
- Интернет-магазины не помогают решить ситуацию?
- Продажи через Интернет растут, но это направление пока только начинается. То же могу сказать и про весь книжный рынок России. Ему всего 15 лет, и пока он - в зачаточном состоянии. Издатели, наращивая объемы производства, внезапно, в конце 2004 года, столкнулись с проблемой - не могут продать все, что предлагают, и соответственно, поскольку розница развивается не такими темпами, как растет объем производства, все вынуждены его сокращать, чтобы сбалансировать ситуацию.
Ожидается, что по итогам 2005 года емкость книжного рынка России преодолеет отметку в $2,2 млрд - на такую сумму люди купят книг, но в той же Германии книг будет продано на $10 млрд! При этом у нас смертность превышает рождаемость, дети все меньше и меньше читают, а у них, наоборот, все большее количество людей проводят свой досуг вместе с книгой.
- Что сейчас оседает на складах: лишние тиражи или никому не нужные издания?
- Прежде всего то, что не нашло спроса. Еще совсем недавно покупали, даже на уровне прав, через агентства, практически все, особенно переводную литературу. И затоваривание рынка идет, думаю, в основном по переводным изданиям. На продукт российского производства потребитель реагирует все лучше и лучше. У нас если три года назад издавали 70% переводной литературы и 30% российской, то сейчас издания отечественных авторов составляют 60% от плана, и эта цифра имеет тенденцию к росту. Мы активно ищем новых писателей, стараемся их выращивать, продюсировать проекты.
- Значит, проблема во многом в том, что издатели не всегда умеют выпустить интересные и нужные читателям книги? Насколько в таком случае велика в вашем бизнесе роль элемента случайности, непрогнозируемости провала или успеха автора, темы, проекта?
- Роль случайности, к сожалению, есть, и это одна из главных проблем книжного бизнеса. Прогнозировать, продюсировать успех в нашей отрасли крайне сложно. Вот Эльфрида Елинек, последний лауреат Нобелевской премии по литературе, в мертвый летний сезон выдержала уже 3-й тираж, причем с интервалом в неделю. Стартовый тираж - 4 тыс., напомню, до последнего времени это был безрисковый тираж для любого автора.
Книга летом выдержала 3 тиража за 30 дней и была полностью продана, и для меня это - неожиданность. Я понимал, что это качественная литература, и что мы продадим первый тираж. Но что с такой динамикой - непрогнозируемо.
- Из мелких издательств к вам под крыло кто-нибудь просится - чтоб не пропасть поодиночке?
- Прямых предложений не было. В основном это связано с тем, что рынок сегодня распределен по крупным оптовым операторам. У нас, правда, есть интерес в партнерстве с другими фирмами, потому что у `Амфоры` в Москве открыт высокотехнологичный современный склад с немецким оборудованием и немецкой логистикой - все это уникальные технологии для российского рынка, и нам этот склад надо догрузить на определенный объем. Собственной продукции не хватает, и придется брать сторонний ассортимент. Но покупать мелкие издательства все равно не будем, просто предложим свои услуги по логистике.
- Как вы думаете, когда в России появится издательство мирового ранга с соответствующим брэндом и местом на глобальном рынке, и что для этого нужно?
- Сейчас это один из главных вопросов. После того как все осознали, что рынок перенасыщен, ситуация созрела для прихода крупного западного инвестора. Самый крупный из медиахолдингов - `Бертельсманн` на рынке уже появился. Выходя на новый рынок, они всегда сразу покупают крупнейшее издательство, строят большую типографию, налаживают логистическую цепочку и открывают книжный клуб... Вскоре после этого продажи остальных участников данного рынка падают примерно на 30%. Мы сейчас на пороге этих событий. И в России, полагаю, они кого-то купят. Это вопрос времени и выбора. У нас они двигаются более осторожно, чем в Азии или Америке. Но дистрибьюция их уже построена, экспедиционные цеха и типография - тоже.
- А вы вместе со всеми вынуждены наблюдать за этим удавом, не имея возможности что-то сделать?
- Это неизбежно. Весь вопрос в том, чтобы удержать креативом и технологиями тех потребителей, которых завоевали. |