Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Книжный вопрос: - ЭиВ N 35 (572)
МЕДИА-РЫНОК
Книжный вопрос:
No. 35 (572) 19.09.2005
Беседовал Владимир ХОЗИКОВ
кто будет делать погоду в российском издательском бизнесе?
На завершившейся в Москве ежегодной Международной книжной ярмарке издательский бизнес России продемонстрировал свои достижения: более 2 тыс. компаний-участников, более 20 тыс. новинок, новые имена и проекты. Все это - результат работы за последние 15 лет, прошедшие с момента появления в стране книжного бизнеса. Отрасль вполне сложилась и уверенно набирает обороты, однако впереди ее ждут большие перемены. О них рассуждает генеральный директор компании `Торгово-издательский дом `Амфора` Олег Седов



- Успех в бизнесе определяется объемом продаж. Как в этом плане обстоят дела издателей?

- Сейчас рынок перенасыщен. По официальным данным, из 700 млн выпущенных в 2004 году книг до потребителя дошло 500 млн. Какова судьба 200 млн книг?

- На складах лежат?

- Да. Еще год назад можно было с уверенностью сказать, что стартовый тираж в 4 тыс. экземпляров любой книги будет гарантированно продан. Сейчас такое утверждение уже вызывает сомнения. Из осторожности я бы сказал, что гарантированно можно продать 2 тыс. экземпляров любой книги. Даже если мы с вами сознательно напишем что-то, что будет абсолютным бредом, и издадим, то я буду спокоен, что 2 тыс. экземпляров такой книги смогу продать.

- Но это уже - некоммерческий проект?

- Это будет некоммерческий проект, потому что с учетом нынешней себестоимости пороговый уровень окупаемости - около 3 тыс. экземпляров. Все остальное, и прежде всего - доходы издательства, зависит от объема, выпускаемого в месяц.

- А вас затаившиеся 200 млн книг не тревожат в том плане, что они могут взорвать и обрушить рынок?

- Тревожат не только меня, но и всю отрасль, уже, слава богу, начали тревожить государство. К сожалению, эта ситуация возникла из-за того, что розница развивается не такими темпами, как издательское дело. Потому очень многие издательства реинвестировали свою прибыль в развитие производственной программы, в типографии и увеличение плана выпуска. Было бы правильнее вкладывать деньги в развитие розницы. Пока же у нас колоссальный дефицит торговых площадей, по сравнению и с Америкой, и с Европой...

- Какой?

- В Германии на каждые 10 тысяч человек приходится книжный магазин, а у нас один магазин - на 80 тыс. или, как максимум, на 70 тыс. человек.

- Интернет-магазины не помогают решить ситуацию?

- Продажи через Интернет растут, но это направление пока только начинается. То же могу сказать и про весь книжный рынок России. Ему всего 15 лет, и пока он - в зачаточном состоянии. Издатели, наращивая объемы производства, внезапно, в конце 2004 года, столкнулись с проблемой - не могут продать все, что предлагают, и соответственно, поскольку розница развивается не такими темпами, как растет объем производства, все вынуждены его сокращать, чтобы сбалансировать ситуацию.

Ожидается, что по итогам 2005 года емкость книжного рынка России преодолеет отметку в $2,2 млрд - на такую сумму люди купят книг, но в той же Германии книг будет продано на $10 млрд! При этом у нас смертность превышает рождаемость, дети все меньше и меньше читают, а у них, наоборот, все большее количество людей проводят свой досуг вместе с книгой.

- Что сейчас оседает на складах: лишние тиражи или никому не нужные издания?

- Прежде всего то, что не нашло спроса. Еще совсем недавно покупали, даже на уровне прав, через агентства, практически все, особенно переводную литературу. И затоваривание рынка идет, думаю, в основном по переводным изданиям. На продукт российского производства потребитель реагирует все лучше и лучше. У нас если три года назад издавали 70% переводной литературы и 30% российской, то сейчас издания отечественных авторов составляют 60% от плана, и эта цифра имеет тенденцию к росту. Мы активно ищем новых писателей, стараемся их выращивать, продюсировать проекты.

- Значит, проблема во многом в том, что издатели не всегда умеют выпустить интересные и нужные читателям книги? Насколько в таком случае велика в вашем бизнесе роль элемента случайности, непрогнозируемости провала или успеха автора, темы, проекта?

- Роль случайности, к сожалению, есть, и это одна из главных проблем книжного бизнеса. Прогнозировать, продюсировать успех в нашей отрасли крайне сложно. Вот Эльфрида Елинек, последний лауреат Нобелевской премии по литературе, в мертвый летний сезон выдержала уже 3-й тираж, причем с интервалом в неделю. Стартовый тираж - 4 тыс., напомню, до последнего времени это был безрисковый тираж для любого автора.

Книга летом выдержала 3 тиража за 30 дней и была полностью продана, и для меня это - неожиданность. Я понимал, что это качественная литература, и что мы продадим первый тираж. Но что с такой динамикой - непрогнозируемо.

- Из мелких издательств к вам под крыло кто-нибудь просится - чтоб не пропасть поодиночке?

- Прямых предложений не было. В основном это связано с тем, что рынок сегодня распределен по крупным оптовым операторам. У нас, правда, есть интерес в партнерстве с другими фирмами, потому что у `Амфоры` в Москве открыт высокотехнологичный современный склад с немецким оборудованием и немецкой логистикой - все это уникальные технологии для российского рынка, и нам этот склад надо догрузить на определенный объем. Собственной продукции не хватает, и придется брать сторонний ассортимент. Но покупать мелкие издательства все равно не будем, просто предложим свои услуги по логистике.

- Как вы думаете, когда в России появится издательство мирового ранга с соответствующим брэндом и местом на глобальном рынке, и что для этого нужно?

- Сейчас это один из главных вопросов. После того как все осознали, что рынок перенасыщен, ситуация созрела для прихода крупного западного инвестора. Самый крупный из медиахолдингов - `Бертельсманн` на рынке уже появился. Выходя на новый рынок, они всегда сразу покупают крупнейшее издательство, строят большую типографию, налаживают логистическую цепочку и открывают книжный клуб... Вскоре после этого продажи остальных участников данного рынка падают примерно на 30%. Мы сейчас на пороге этих событий. И в России, полагаю, они кого-то купят. Это вопрос времени и выбора. У нас они двигаются более осторожно, чем в Азии или Америке. Но дистрибьюция их уже построена, экспедиционные цеха и типография - тоже.

- А вы вместе со всеми вынуждены наблюдать за этим удавом, не имея возможности что-то сделать?

- Это неизбежно. Весь вопрос в том, чтобы удержать креативом и технологиями тех потребителей, которых завоевали.
Другие материалы рубрики
МЕДИА-РЫНОК
03.11.08Кто `печет` медиановости
03.11.08СМИ в зеркале кризиса
03.11.08Виртуальное омоложение
Российский рынок печатных СМИ следует в русле развития мирового рынка газет и журналов, но имеет свои особенности
06.10.08Чем больше выбор, тем больше рекламы
06.10.08Музыка, банк и пресса
14.07.08Интерактив - спутник ТВ
14.07.08ТВ меняет сигнал
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru