С января по август 2005 года грузооборот морских портов Финляндии по стратегическим для них позициям увеличился. В том числе за счет российского транзита
В частности, в Страну Суоми по Октябрьской железной дороге - филиалу ОАО `РЖД` перевезено в Финляндию около 9,3 млн тонн грузов (+5,4% к аналогичному периоду 2004-го). Среди них - лес, химгрузы, железная и марганцевая руда. Значительно выросли объемы экспорта зерна и продуктов перемола.
Правда, в целом не все морские терминалы демонстрируют положительную динамику. Например, порт Котка обработал на 7,6% грузов меньше. Однако основной спад порт испытал из-за оттока экспортно-импортных грузов финских предпринимателей, а перевалка транзита уменьшилась всего на 4,4%. Гораздо важнее, что порт терял наименее прибыльные грузы. А приток высокофрахтовых грузов вырос. Скажем, перевалка контейнеров - на 4,4%, машин - на 72,6% больше. Потому можно предположить, что хотя в Котке обработали меньше грузов, но прибыль стивидоров не только не уменьшилась, а, наоборот, увеличилась. Это хороший урок тем, кто в России привык оценивать эффективность портового бизнеса по валовым показателям.
Судя по итогам сентябрьского заседания совместной рабочей группы по таможенным делам, проведенного в Иматре, взаимодействие и приграничное сотрудничество таможенных органов России и Финляндии год от года становится эффективнее. Оно будет укрепляться и впредь. Ведь предполагается ускорить обмен предварительной информацией о грузах, которые пересекают границу, оптимизировать таможенные процедуры и расширить рамки проектов `Зеленый коридор` и `Приграничное сотрудничество`. К этому подталкивают анализ статистики внешней торговли РФ и Финляндии и те товаропотоки, которые следуют через Северо-Запад РФ.
Заметим, что кризисная ситуация, сложившаяся в ОАО `Морской порт Санкт-Петербург`, практически не влияет на грузоперевозки в порты Финляндии и стран Балтии. В ведущих морских портах стран Балтии перевалка по-прежнему растет незначительно. Скажем, в Таллине за 8 месяцев грузооборот увеличился до 26,3 млн тонн (+3% к аналогичному периоду 2004-го). Причем в августе динамика замедлилась до +0,7%. Однако эстонцы испытывают те же проблемы, что и финны: падает экспортно-импортный грузооборот. Причем еще сильнее, чем в Финляндии. Только в Таллине, в свою очередь, сумели и больше принять российского транзита, объем которого вырос на 5,74%. Правда, основная прибавка получена в первой половине 2005-го. Сейчас с российским транзитом - временная пауза.
Переключение грузов из-за конфликтов работодателей с докерами из трех петербургских стивидорных компаний происходит чаще всего на другие отечественные терминалы. В основном их принимает Мурманск. Не исключено, что часть грузопотоков металлов примут на себя южные терминалы РФ. Об этом, например, недавно заявили в ОАО `Русский алюминий`.
Однако стоит обратить внимание, что крупные партии металлов в Петербурге могут быть обработаны стивидорами `Нева-металл` - одной из бывших компаний, составлявших группу ОАО `Морской порт Санкт-Петербург` (теперь она контролируется ОАО `Северсталь` и располагает неиспользованными резервами), или `Петролеспорта`... Большой порт Санкт-Петербург действительно немаленький. И он располагает солидными ресурсами для маневра.
Грузооборот морских портов Балтики
за 7 мес. 2005 года, млн тонн
Порт 7 мес. % к 7 мес.
2005 г. 2004 г.
Большой порт
Санкт-Петербург 32,0 -
ОАО `Морской порт
Санкт-Петербург` 7,2 +7,8
Таллин 23,2 +3,6
Рижский порт 14,3 +2,7
Клайпеда 12,2 +2 |