Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Кому он нужен, этот профи? - ЭиВ N 34 (571)
ОБРАЗОВАНИЕ
Кому он нужен, этот профи?
No. 34 (571) 12.09.2005
Подготовил Владимир ХОЗИКОВ
В последнее время представители делового сообщества частенько говорят: `Ковчег построил любитель, профессионалы строили `Титаник`. К миру бизнеса этот парадокс вполне применим: `Форд` и `Майкрософт` создали самоучки, а геройски лопнувшие пузыри `Энрона`, `УорлдКома` и `Пармалата` надули дипломированные топ-менеджеры. Сопоставив эти факты, стоит поинтересоваться: есть ли смысл идти в бизнес-школы и учиться успеху по кейсам? Или же и в ХХI веке талант предпринимателя остается главным движителем экономики?



Нет, однозначного `нет` не ждите, как, впрочем, и однозначного `да`. А вот повод задуматься, безусловно, есть. Если бизнес-образование становится модой, нужно ли становиться ее рабом? Или стоит для начала решить, а насколько оно нужно, это бизнес-образование? Такими вопросами, смею заверить, сегодня задаются и начинающие карьеристы, и опытные предприниматели.

Еще одно личное наблюдение: в Петербурге множество бизнесменов, `сделавших себя` сознательно формируют свое окружение из разного рода `чикагских мальчиков`, молодых и не очень выпускников престижных экономических факультетов, обладателей дипломов МВА разного достоинства и прочих модных в определенных кругах академических аксессуаров.

Роль таких сотрудников, обычно занимающих весьма высокие посты, примерно одна и та же: когда речь идет о стратегии развития, они почтительно внемлют отцу - основателю предприятия. Но если требуется погрузиться в рутину бизнес-процессов, они работают буферами между своим руководством и стандартизованным корпоративным миром.

Отечественная бизнес-школа сегодня - место достаточно пестрое, как и само деловое сообщество. Здесь запросто можно встретить на соседних партах топ-менеджера крупной корпорации, честолюбиво мечтающего о президентском кабинете, и владельца даже не малой, а микрокомпании с десятком сотрудников, которому расширение до двадцати человек даже в мечтах не является.

Этот парадокс наглядно иллюстрируют результаты одного из недавно проведенных компанией Begin.ru исследований. Опрос показал, что уже примерно в половине компаний - участников репрезентативной выборки существует планирование карьеры сотрудников, но при этом четко прописанных правил и схем для этого, как правило, не разработано. Как может существовать планирование без внятных критериев, сказать достаточно трудно, видимо, эта иррациональность есть плоть от плоти отечественного бизнеса.

Показателен и другой результат исследования. За последний год весьма существенно (на 9% при общей доле в 45% от участников опроса) выросла доля тех, кто поступает в бизнес-школу для приобретения полезных связей. Точно так же, как на Западе люди стремятся вступить в дорогой и престижный клуб.

Фактор знаний, правда, пока играет основную роль: 72% опрошенных говорят, что деловое образование для них - это, в первую очередь, возможность узнать что-то новое, однако `клубное` отношение к тем же программам МВА не может не настораживать. Особенно если учесть, что 76% опрошенных работодателей убеждены в том, что выпускники бизнес-школ отличаются повышенными требованиями к заработной плате да еще больше, чем другие специалисты, склонны к смене места работы.

Правда, то же исследование говорит, что степень лояльности `мастеров управления` год от года только растет (в 2004 году около 50% слушателей программ делового администрирования намеревались сменить место работы после получения диплома, а в 2005 году уже только 38%), да вот стереотипы - штука живучая.

Так что и дипломированным профессионалам, и даровитым самоучкам от бизнеса явно предстоит еще долгий путь привыкания друг к другу.



Комментарий специалиста

Олег Седов, генеральный директор компании `

Торгово-издательский дом `Амфора`:



- Я экономист-практик, филолог по образованию, с четвертого курса университета работаю в издательском бизнесе - сперва как редактор, затем как управленец.

Сейчас поступил в Стокгольмский университет на факультет финансового менеджмента. Его программу предлагает Международный банковский институт, так что есть возможность получить образование, не выезжая из Петербурга. Обучение для меня это не желание, скажем, `вступить в клуб`, а насущная потребность. Новые знания должны помочь мне вести диалог на одном языке с Западом.

Даже на том уровне, который занимает `Амфора` в России, общение и взаимодействие с западными банками, медиахолдингами совершенно точно будет. И мне важно, чтобы к тому моменту, когда этот диалог начнется, я мог говорить с ними на одном языке. Поэтому нужен международный диплом.



Владимир Петров, директор медицинского информационно-аналитического центра `Общественное здравоохранение` Комитета по здравоохранению правительства Петербурга:



- В бизнес-школу меня привело желание получить новые знания на новом месте работы. Я поступил в Открытую Школу бизнеса на программу менеджмента Открытого университета Великобритании одновременно с переходом на должность директора и появлением новых задач. Достаточно сказать, что на прежнем месте в моей организации было 27 человек, а в нынешней - 350.

Что касается применения знаний в условиях государственной структуры, то проблемы управления персоналом и ресурсами, в принципе, везде одинаковы, вопрос - в грамотном применении полученных знаний в конкретных ситуациях. Этому тоже учат в бизнес-школах. Основная суть программы, которую я прошел, заключается в правильном формировании команды.

Сейчас у меня уже есть коллектив единомышленников для решения стоящих перед нашей организацией задач.

Еще один важный принцип, который я усвоил в бизнес-школе - навык относиться и к руководству, и к подчиненным по одному принципу - как к потребителям. И те и другие в конечном счете являются потребителями моих услуг, либо, как начальника, либо как сотрудника. Сейчас я стараюсь внедрить эти же принципы и в своей организации.
Другие материалы рубрики
ОБРАЗОВАНИЕ
11.02.08Затраты на подготовку кадров растут
11.02.08В `Сколково` подвели итоги
17.09.07Законодательную базу реформы нужно укреплять
17.09.07Магистры должны возвращаться
20.08.0718 российских вузов ждут латышей
20.08.07Они станут первыми
20.08.07`Двухуровневая система образования необходима...`
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru