Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Союзный порт: вариант второй - ЭиВ N 33 (570)
ТРАНСПОРТ
Союзный порт: вариант второй
No. 33 (570) 05.09.2005
Андрей ЛАЗАРЕВ
В пригороде Балтийска (Калининградская область) планируется создать новый российско-белорусский порт



Территория анклава становится все более привлекательной для обработки транзитных грузов и создания предприятий, оказывающих сопутствующие транспортировкам услуги. Однако существующие терминальные комплексы в Калининграде при всех своих преимуществах имеют два недостатка: во-первых, подходной канал к ним - длинный и извилистый, его сложно модернизировать для прохода крупных морских судов. Во-вторых, недостаточно развитая автодорожная сеть, что ставит портовиков в зависимость от стальных магистралей. Потому инвесторы просят новую площадку под терминальный комплекс.

Перспективными для них выглядят участки в пригороде Балтийска, где уже действует паромный комплекс. Дальнейшее развитие торговых терминалов тормозят военные моряки. Губернатор Калининградской области Владимир Егоров считает, что их все-таки удастся уговорить отдать часть участков под гражданские нужды. В частности, сейчас обсуждается вариант строительства порта с участием белорусских инвесторов.

Ранее аналогичные предложения Минтранс Белоруссии обсуждал с транспортными ведомствами Литвы и Латвии. В странах Балтии хотят удержать белорусский транзит. Но предложенные ими условия не снижают риски Белоруссии, связанные с его пропуском через порты Литвы и Латвии. Вот почему белорусы повернулись в сторону РФ.

В случае успеха к проекту могут присоединиться и другие страны СНГ. Кстати, идея создания союзного порта не нова. Во второй половине 1990-х предлагалось его построить на намывной территории в акватории Финского залива около острова Котлин, где естественные глубины позволяли разместить причалы для обработки морских судов с большой осадкой. Предполагаемый оборот, исходя из расчетов транзитных грузопотоков стран СНГ, не имеющих прямого выхода к морским побережьям, мог достигнуть 100 млн тонн. Финансовый кризис 1998 года превратил этот проект в несбыточный.

Сегодня подход к реализации проекта создания союзного порта не претендует на столь глобальные объемы строительства. Его сторонники понимают, что ресурсы партнеров ограниченны, а вложенные средства должны окупиться. Потому под проект и выбрана теперь Калининградская область. На месте нынешних причалов, принадлежащих Военно-морскому флоту, могут появиться терминальные комплексы по переработке белорусских минеральных удобрений для экспорта в Европу (1 млн тонн в год). Пока эти причалы способны принимать небольшие теплоходы водоизмещением до 25 тыс. тонн.

В перспективе можно будет обрабатывать суда и крупнее. Ведь в 2003 году в Минтрансе РФ в районе Балтийска планировали построить многофункциональный глубоководный порт мощностью до 8 млн тонн в год. Однако в 2004-м в Минтрансе РФ не смогли договориться с руководством Военно-морского флота, которое, в свою очередь, намеревалось разместить в этом же месте базу подводных лодок. Теперь, после недавней беседы между Президентами РФ и Белоруссии, появилась надежда урегулировать проблему.

В таком случае речь пойдет об инвестпроекте минимум в $80-150 млн (стоимость одного терминала мощностью 1 млн тонн грузов в год). Правда, само намерение заключить двусторонний договор между РФ и Белоруссией приобретает не только экономический, но и политический характер: сейчас около 80% белорусских грузов обрабатывают в портах стран Балтии - в Клайпеде и Вентспилсе (соответственно 59% и 21%). В таком случае белорусский транзит может стать предметом торга РФ с Литвой за условия доставки грузов в Калининградский анклав: сейчас сквозные ставки таковы, что доставка 1 тонны белорусских минудобрений в Калининград обходится на $1,5 дороже, чем в Клайпеду. Основная причина - тарифная политика литовских железнодорожников, которая ставит экономические барьеры на пути товаропотоков между `материком` и `анклавом`.

Из высказываний президента Белоруссии Александра Лукашенко становится понятно: грамотная госполитика двух стран способна нейтрализовать протекционизм Литвы, стремящейся привлечь как можно больше грузов в свои порты. Ведь в Белоруссии хотят не только переваливать транзит через Калининградскую область, но и расширить поставки своих товаров как в анклав, так и в другие регионы РФ. В свою очередь, российская госполитика может ограничить продвижение белорусских товаров на отечественный рынок, а может открыть им `зеленый` коридор. Наконец, белорусы готовы приобрести 400-500 тыс. гектаров мало используемых сельхозземель в Калининградской области для выпуска продовольственной продукции. Предлагаются партнерство и создание СП и в других секторах экономики. Однако все проекты предполагают необходимость укрепления инфраструктуры грузоперевозок, а их реализация будет тяготеть к крупным транспортным узлам.

В Белоруссии полагают, что даже если проект союзного порта реализовать не удастся, то все равно часть белорусского транзита пойдет через российские порты. Диверсификация транспортных потоков диктуется необходимостью укрепить национальную безопасность страны и снизить ее зависимость от портов стран Балтии. Однако в таком случае стивидоры существующих терминалов Калининграда смогут рассчитывать примерно на 1 млн тонн белорусских грузов в год.
Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru