В пригороде Балтийска (Калининградская область) планируется создать новый российско-белорусский порт
Территория анклава становится все более привлекательной для обработки транзитных грузов и создания предприятий, оказывающих сопутствующие транспортировкам услуги. Однако существующие терминальные комплексы в Калининграде при всех своих преимуществах имеют два недостатка: во-первых, подходной канал к ним - длинный и извилистый, его сложно модернизировать для прохода крупных морских судов. Во-вторых, недостаточно развитая автодорожная сеть, что ставит портовиков в зависимость от стальных магистралей. Потому инвесторы просят новую площадку под терминальный комплекс.
Перспективными для них выглядят участки в пригороде Балтийска, где уже действует паромный комплекс. Дальнейшее развитие торговых терминалов тормозят военные моряки. Губернатор Калининградской области Владимир Егоров считает, что их все-таки удастся уговорить отдать часть участков под гражданские нужды. В частности, сейчас обсуждается вариант строительства порта с участием белорусских инвесторов.
Ранее аналогичные предложения Минтранс Белоруссии обсуждал с транспортными ведомствами Литвы и Латвии. В странах Балтии хотят удержать белорусский транзит. Но предложенные ими условия не снижают риски Белоруссии, связанные с его пропуском через порты Литвы и Латвии. Вот почему белорусы повернулись в сторону РФ.
В случае успеха к проекту могут присоединиться и другие страны СНГ. Кстати, идея создания союзного порта не нова. Во второй половине 1990-х предлагалось его построить на намывной территории в акватории Финского залива около острова Котлин, где естественные глубины позволяли разместить причалы для обработки морских судов с большой осадкой. Предполагаемый оборот, исходя из расчетов транзитных грузопотоков стран СНГ, не имеющих прямого выхода к морским побережьям, мог достигнуть 100 млн тонн. Финансовый кризис 1998 года превратил этот проект в несбыточный.
Сегодня подход к реализации проекта создания союзного порта не претендует на столь глобальные объемы строительства. Его сторонники понимают, что ресурсы партнеров ограниченны, а вложенные средства должны окупиться. Потому под проект и выбрана теперь Калининградская область. На месте нынешних причалов, принадлежащих Военно-морскому флоту, могут появиться терминальные комплексы по переработке белорусских минеральных удобрений для экспорта в Европу (1 млн тонн в год). Пока эти причалы способны принимать небольшие теплоходы водоизмещением до 25 тыс. тонн.
В перспективе можно будет обрабатывать суда и крупнее. Ведь в 2003 году в Минтрансе РФ в районе Балтийска планировали построить многофункциональный глубоководный порт мощностью до 8 млн тонн в год. Однако в 2004-м в Минтрансе РФ не смогли договориться с руководством Военно-морского флота, которое, в свою очередь, намеревалось разместить в этом же месте базу подводных лодок. Теперь, после недавней беседы между Президентами РФ и Белоруссии, появилась надежда урегулировать проблему.
В таком случае речь пойдет об инвестпроекте минимум в $80-150 млн (стоимость одного терминала мощностью 1 млн тонн грузов в год). Правда, само намерение заключить двусторонний договор между РФ и Белоруссией приобретает не только экономический, но и политический характер: сейчас около 80% белорусских грузов обрабатывают в портах стран Балтии - в Клайпеде и Вентспилсе (соответственно 59% и 21%). В таком случае белорусский транзит может стать предметом торга РФ с Литвой за условия доставки грузов в Калининградский анклав: сейчас сквозные ставки таковы, что доставка 1 тонны белорусских минудобрений в Калининград обходится на $1,5 дороже, чем в Клайпеду. Основная причина - тарифная политика литовских железнодорожников, которая ставит экономические барьеры на пути товаропотоков между `материком` и `анклавом`.
Из высказываний президента Белоруссии Александра Лукашенко становится понятно: грамотная госполитика двух стран способна нейтрализовать протекционизм Литвы, стремящейся привлечь как можно больше грузов в свои порты. Ведь в Белоруссии хотят не только переваливать транзит через Калининградскую область, но и расширить поставки своих товаров как в анклав, так и в другие регионы РФ. В свою очередь, российская госполитика может ограничить продвижение белорусских товаров на отечественный рынок, а может открыть им `зеленый` коридор. Наконец, белорусы готовы приобрести 400-500 тыс. гектаров мало используемых сельхозземель в Калининградской области для выпуска продовольственной продукции. Предлагаются партнерство и создание СП и в других секторах экономики. Однако все проекты предполагают необходимость укрепления инфраструктуры грузоперевозок, а их реализация будет тяготеть к крупным транспортным узлам.
В Белоруссии полагают, что даже если проект союзного порта реализовать не удастся, то все равно часть белорусского транзита пойдет через российские порты. Диверсификация транспортных потоков диктуется необходимостью укрепить национальную безопасность страны и снизить ее зависимость от портов стран Балтии. Однако в таком случае стивидоры существующих терминалов Калининграда смогут рассчитывать примерно на 1 млн тонн белорусских грузов в год. |