Одна из важнейших задач, которая была поставлена перед железнодорожниками в 2005 году, - оптимизация расходов. Их удалось снизить лишь до 301,3 млрд руб. При этом доходы увеличились до 356,2 млрд руб. (+10,2% к аналогичному периоду 2004-го).
Чистая прибыль ОАО `РЖД` оценена в 3,4 млрд руб. По итогам 2005-го она должна превысить 8,7 млрд руб., что вдвое меньше, чем планировалось.
Прибыль в первой половине 2005 года могла быть больше, но в ОАО `РЖД` предпочли направить значительную часть средств на то, чтобы налоговые платежи и бюджетные отчисления делались вовремя, а не с опозданиями, как это было прежде.
Свою роль сыграла и неравномерная загрузка стальных магистралей в течение года, а также увеличение в 1,5 раза доли инвестиционной составляющей в проектах железнодорожников, по сравнению с тем же периодом 2004-го.
Инвестиционная программа ОАО `РЖД` реализуется более высокими темпами по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. Укреплялась в первую очередь инфраструктура, обслуживающая международные грузоперевозки. Значительная доля инвестиций направлена на реконструкцию объектов и строительство путей на Северной и Октябрьской железных дорогах.
Значительные средства выделены на приобретение и модернизацию подвижного состава, а также на развитие инфраструктуры стальных магистралей. Закуплено, в частности, 76 новых локомотивов и свыше 1,8 тыс. грузовых вагонов. Модернизировано 147 локомотивов и более 2,3 тыс. вагонов.
Для улучшения финансовой привлекательности во II полугодии в ОАО `РЖД` решили урезать затраты по сравнению с планом на 4,3 млрд руб. Руководству многих железных дорог - филиалов компании рекомендовано отвыкать от привычки покрывать разрыв между расходами и доходами за счет заимствований.
Кроме того, руководство ОАО `РЖД` будет настаивать на дальнейшем повышении тарифов и выравнивании тарифов во внутрироссийском сообщении с тарифами на международных перевозках. В противном случае инвестиционную программу на 2006 год и стратегическую программу развития на ближайшие пять лет придется урезать.
Сейчас для реализации намеченных ранее проектов железнодорожникам не хватает 26,7 млрд руб. Любопытно, что упущенная выгода ОАО `РЖД` от тех перевозок, которые были выполнены частными железнодорожными операторами, оценивалась почти во столько же - в 26 млрд руб. Обзаведение операторами собственным подвижным составом привело к перераспределению прибыли от грузоперевозок по стальным магистралям.
Основные показатели ОАО `РЖД`
I полугодие 2005 г. К I полугодию 2004 г.
Грузоперевозки 615,94 млн тонн +3,8%
Доходы 356,17 млрд руб. +10,2%
Чистая прибыль 3,36 млрд руб. снижение в 3,61 раза |