Перспективы частного образования специалисты обсуждали на `круглом столе` `Миссия частного образования в Санкт-Петербурге`, который состоялся в Балтийском информационном агентстве (БИА) по инициативе бизнес-школы `Взмах`
Система частного образования зародилась в Петербурге 15 лет назад как альтернатива существующей системе обучения. Сейчас в нашем городе работает 70 негосударственных учебных заведений, которые посещают около 10 тысяч учеников (1% от общего количества городских учащихся). Цены обучения в них варьируются от $150 до $700 в месяц, а с учетом того что 700-долларовых школ весьма немного, средняя цена составляет около $250-300 в месяц. Она зависит от формы обучения (в классе или индивидуально); дополнительных образовательных услуг и развивающих программ; уровня комфорта, наличия медицинской, психологической и других служб; доставки школьным автобусом; занятий традиционными либо элитными видами спорта. Пока в Петербурге только треть частных школ получила аккредитацию, дающую право выдавать выпускникам аттестаты государственного образца. Выпускники остальных школ проходят аттестацию в других образовательных учреждениях.
Спор о том,
чему и как учить
Директор бизнес-школы `Взмах` Елена Морозова констатировала, что негосударственным образовательным учреждениям уже не нужно бороться за существование. С них стали брать пример государственные школы. В этом смысле можно признать, что частные школы успешно справились с той миссией, которая возлагалась на них 15 лет назад, - быть экспериментальной площадкой нового российского образования.
`Теперь и в государственных школах появилось то, что раньше было только в частных, например углубленное изучение иностранного языка, возможность выбора предметов, профильные классы. Теперь частные школы могут спокойно думать, как развиваться, - сказала Е. Морозова - Надо оценить, как меняется общество, чего ждут люди от частных школ. Главный вопрос при этом - не количество часов или лет обучения, не то, какие предметы надо сдавать по системе ЕГЭ, а то, какого мы должны растить человека, чему и как его необходимо учить`. У частных школ в этом отношении больше возможностей, так как они `умеют делать дела`, а кроме того, работают на индивидуальный образовательный заказ семьи. `Возможно, из таких заказов и может сложиться образовательная доктрина страны`, - предположила Е. Морозова. - Частные школы научились слушать клиентов, детей. И это - путь, по которому должно идти все образование`.
С этим утверждением не согласилась проректор Невского института языка и культуры Галина Фортунатова. `Такая уверенность в правильности семейного выбора неверна, - заявила она. - Мы лучше знаем, что будет востребовано на рынке через 5 лет`. Галина Фортунатова сослалась на результаты опросов, которые свидетельствуют: нынешние работодатели хотят видеть у своего персонала, прежде всего, такие качества, как креативность и способность к командной работе. Впрочем, Г. Фортунатова, как и ее коллеги, уверена в том, что первыми на этот спрос смогут откликнуться опять же частные школы и вуз - просто потому, что они оперативнее в принятии решений.
В результате обсуждения специалисты пришли к выводу, что интерес родителей надо `учитывать и направлять`.
Власть как гарант качества частного образования
Все выступавшие на `круглом столе` представители частных школ заявляли о своем желании вести диалог с властью. Первоочередные проблемы, которые им хотелось бы решить, - это излишняя зарегулированность частных школ, подгонка их под государственные стандарты и слабая готовность государственных вузов к сотрудничеству с негосударственными школами.
В ответ выступил председатель Комитета по науке и высшей школе Петербурга Александр Викторов. Он отметил: в Петербурге диалог частных и государственных образовательных учреждений был и идет, и власти города в этой области решают два очень важных вопроса.
`Во-первых, с точки зрения государства, власть должна быть гарантом того, что разницы в качестве образования между частными и государственными учреждениями не будет, если частное учебное заведение прошло аттестацию, лицензирование и аккредитацию, - отметил А. Викторов. - А второй вопрос заключается в том, чтобы убедить население, что частное - образование качественное.
В Петербурге жалоб на частные учебные заведения очень мало, например, мы в 2004 году закрыли государственную Высшую административную школу и несколько филиалов негосударственных высших учебных заведений, - сообщил он, - так что, статус `государственного` автоматически ничего не гарантирует`.
Однако, по мнению А. Викторова, крупные задачи в области образования, требующие немалых финансовых вложений, частному учредителю без поддержки государства не решить.
`Город готов помочь тем, кто хочет вкладывать деньги в образование. Мы готовы выделять землю и здания под реконструкцию`, - заявил А. Викторов. Кроме того, по его словам, представители частного образования, возможно, войдут в состав коллективов учебно-методических организаций, разрабатывающих стандарты образовательных программ и сами программы. Со своей стороны А. Викторов обещал ходатайствовать за введение подобной практики перед министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко.
Е. Морозова при этом отметила, что зарубежные вузы проще идут на контакт с частными школами по поводу обучения выпуск-ников, тогда как с учреждениями нашей высшей школы договориться чрезвычайно трудно.
Что касается новых форм сотрудничества государства с частными школами, то в этой области также появляются интересные разработки. Директор BENEDICT-школы Наталья Ростовцева сообщила, что в городе появляются школы новой частно-государственной формы. По ее словам, практически в каждом районе города уже есть по 2-3 такие школы, готовые работать по 8 часов в день. `Такие образовательные учреждения называются школами `полного дня`, поскольку первая половина дня занята стандартной государственной общеобразовательной программой, а вторая -посвящается дополнительному платному образованию, - сказала она. - На дополнительных занятиях дети могут заниматься иностранным языком, получать помощь в наиболее трудных для изучения предметах. Дети находятся под постоянным присмотром, что особенно важно для работающих родителей`. |