Мясоперерабатывающая отрасль развивается быстрыми темпами. Динамика развития одного из основных сегментов отрасли - производства колбас - хорошо иллюстрирует этот тезис. Даже несмотря на то что темпы роста стали постепенно замедляться, в 2003 году рост объемов производства составил 12%
Интересно, что и структура выпускаемой продукции при этом не осталась неизменной: растет доля продукции высокого качества и деликатесов за счет сокращения удельного веса более `простых` продуктов, например вареных колбас. С постепенным увеличением платежеспособного спроса растет и доля копченостей, полукопченых и твердокопченых колбас в структуре производства.
Почти половина всей колбасной продукции производится в Центральном ФО (47%), второе место занимает Приволжский ФО (16%), на третьем месте - Северо-Запад (11%). По данным Госкомстата, объем производства колбасных изделий на Северо-Западе в 2003 году составил 141,7 тыс. тонн продукции.
Однако есть основания полагать, что доля Петербурга несколько занижена, поскольку среди предоставивших отчетность компаний не было большинства значимых производителей Петербурга: ООО `Эверест` (Кронштадтский мясоперерабатывающий завод), ООО `Пит-Продукт`, а также менее крупные, но все же заметные на петербургском рынке производители ЗАО `Артия`, ООО `ПК Петербурженка`, ООО `Анком`, ООО `Викинг`, некоторые другие.
Оценки объемов производства этих производителей, основанные на косвенных данных (оборот, доли рынка по результатам различных исследований), позволяют скорректировать суммарные показатели объемов производства до 174,249 тыс. тонн, что на 57% больше статистических данных.
Разумеется, эти цифры не отличаются точностью, как и любые другие оценки, они позволяют лишь показать масштаб этих явлений. А масштаб значителен - половина всего объема колбас на Северо-Западе выпускается в Петербурге. Второе место занимает Псковская область: ее вклад составляет 28,35%, из которых около 90% приходится на крупнейшее мясоперерабатывающее предприятие области - ОАО `Великолукский мясокомбинат`.
Около десяти предприятий Вологодской области, среди которых нет ярко выраженного лидера, производит 8,15% продукции, выпускаемой на Северо-Западе.
В 2003 году в Петербурге работало более 10 крупных (с оборотом более 30 млн руб.) компаний, для которых производство колбас было основным видом деятельности. В таблице представлены крупнейшие из них с оборотом более 120 млн руб. в 2003 году. Лидером среди них является мясоперерабатывающий завод холдинга `Парнас`. Это единственное крупное предприятие отрасли в Петербурге с рейтингом финансовой мощности А (собственный капитал компании - более 250 млн руб.).
Вместе с тем только это крупнейшее предприятие отличается неравномерной тенденцией развития - в динамике оборота компании не прослеживается никакой тенденции. Отрицательная динамика наблюдается, по данным 2003 года, только у одного из предприятий - `Пит-Продукт`, которое, тем не менее, имеет высокий рейтинг платежеспособности.
Группа компаний `Пит-Продукт` располагает двумя площадками - в Синявино и в Петербурге.
Для большинства петербургских производителей характерна положительная динамика развития. Обороты компаний устойчиво растут. Действительно, рынок мясопродуктов - один из самых быстрооборачиваемых в российской пищевой промышленности. В связи с этим все больше российских и зарубежных компаний рассматривают его как перспективный. Одно из подтверждений тому - недавнее приобретение финской компанией `Артия` группы компаний `Пит-Продукт`, что обеспечило финскому производителю успешный выход на российский рынок.
Одним из основных направлений инвестиционной программы нового собственника, как было объявлено, станет строительство логистического центра в Ленобласти. Можно заметить, что внимание к логистике превращается в тенденцию: Микояновский мясокомбинат, например, планирует строительство производственно-складского комплекса в Шушарах.
Постоянный рост, однако, не должен вводить в заблуждение. По мнению специалистов, рынок колбасной продукции близок к насыщению. Темпы роста производства неизбежно снижаются, а конкуренция обостряется. Этим, возможно, и объясняется сохранение и без того характерной для российского бизнеса информационной закрытости и отсутствие официальных данных о производстве. Интерес к российскому рынку иностранных игроков пока мало меняет ситуацию.
Постоянный, хоть и сокращающийся, рост рынка, с одной стороны, и его насыщение, сопровождающееся обострением конкуренции, с другой стороны, создают ситуацию, в которой наибольший интерес в качестве предмета сделок представляют компании, занимающие прочные позиции на рынке или обладающие хорошим потенциалом для дальнейшего развития.
Приобретение предприятий с небезупречным финансовым состоянием или менеджментом, даже при условии что они имеют большие активы, представляется неэффективным, поскольку именно имеющаяся доля рынка, известная торговая марка или налаженная система дистрибуции являются приоритетными при вхождении на рынок или усилении своих позиций.
В перечень компаний с наилучшим рейтингом кредитоспособности входят самые разные компании - начиная от уже перешедшего к финской `Артии` завода `Пит-Продукт` и заканчивая относительно новыми, но быстро сумевшими завоевать свою нишу компаниями. Это `Анком` в сегменте сырокопченых колбас и деликатесов, ООО `Невский Трест` с торговой маркой `Ладоград`.
Любопытно, что среди компаний этого списка больше относительно небольших предприятий, чем крупных. Оборот компаний `Поляр`, `Викториал`, `Викинг` и `Анком` в 7 и более раз ниже, чем у одного из лидеров - Кронштадтского мясоперерабатывающего завода, и более чем в 10 раз меньше, чем у завода `Парнас-М`.
Крупнейшие производители колбас в Петербурге
Название компании Год начала Место по обороту, Рейтинг
деятельности СПб финансовой
стабильности
`Парнас-М`, ОАО 1983 1 AC3
`Эверест`, ООО 1999 2 EC1
`Пит-Продукт`, ООО (1-я площ.) 1996 3 DC1
`Невский Трест`, ООО 1997 4 DB1
`Стрелец СПб-Б`, ЗАО 1995 5 EC1
`Гатчинский Промкомбинат`,
Потребительское Общество 1948 6 DB1
`Фабрика Кухня `Ладога`, ООО 1997 7 IC1
`Пит-Продукт`, ООО (2-я площ.) 1996 8 IA4
`Самсон-К`, ООО 1933 9 - - 1
Производители колбас с наилучшим рейтингом платежеспособности
Название компании Год нача- Рейтинг
ла дея- финансовой
тельности стабильности
`Пит-Продукт`, ООО 1996 IA4
`Анком`, ООО 1997 IA1
`Невский Трест`, ООО 1997 DB1
`Гатчинский
Промкомбинат`,
Потребительское
Общество 1948 DB1
`Поляр`, ООО 1992 EB1
`Викториал`, ЗАО 1994 IB3
`Викинг`, ООО 1999 IB2 |