Экспорт в РФ продукции западного машиностроения в I половине 2005 года, по опубликованным в середине августа данным Российской таможни, более чем впятеро превысил импорт отечественных машин и оборудования в страны дальнего зарубежья. Их доля в структуре ВВП РФ практически не изменилась. Отечественное оборудование и станки поставляют, как правило, для выполнения вспомогательных операций на заводах.
Ситуация в Петербурге на общем фоне выглядела лучше: индекс обрабатывающих производств за тот же период составил 116,5%, что больше аналогичного показателя по РФ (105,6%). На его долю приходилось свыше четверти ВРП.
Однако основной рост продукции получен отнюдь не за счет предприятий машино- и станкостроения, хотя его динамика в некоторых секторах рынка улучшилась. Например, машин и оборудования выпущено на 60% больше, чем за аналогичный период 2004-го, а транспортных средств и оборудования - на 30,5%. Но такой результат - следствие неравномерного выполнения заключенных договоров.
Если же оценить динамику отгрузки продукции, то итоги оказались не очень утешительными: товаров обрабатывающих производств отгружено всего на 4,8% больше, чем за тот же период 2004-го.
Лишь немногие виды продукции пользовались устойчивым спросом на рынке - это относится прежде всего к выпуску турбин, прокатного оборудования и машин для городского коммунального хозяйства. Уровень инвестиций в основной капитал на 1 работника машиностроительных предприятий оставался невысоким.
Подобная динамика, по идее, должна заставить правительство Петербурга искать способы стимулировать развитие машиностроения. Однако в списке крупнейших инвестиционных проектов, которые сопровождает Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга в сфере машиностроения, названо только ЗАО `Элкотек`, вкладывающее 100 млн евро в строительство завода по производству электронных изделий.
Задача оказать содействие продвижению продукции петербургских производителей ставилась властями только в 2004 году. Благодаря такой поддержке во многом в 2005-м удалось сделать городскую экономику прозрачнее и легализовать часть зарплаты на предприятиях. По-видимому, в правительстве такой результат сочли приемлемым, и в 2005 году многоплановая поддержка машиностроения `выпала` из числа приоритетных задач. Она сузилась до уровня горзаказа и программ, связанных с реформированием городского хозяйства.
Отголоски подобной метаморфозы городской политики, кстати, можно заметить и в ходе обеспечения программ подготовки к участию предприятий малого бизнеса в Международном форуме `Российский промышленник-2005`. Часть средств городские власти намерены перевести на поддержку тех фирм, которые участвуют в московских выставках, а экспозиции малого бизнеса в Гавани - хотели бы видеть практически на тех же площадях, которые отводятся под городской заказ.
Складывается впечатление, что власти Петербурга чересчур перегибают палку, увлекаясь крупными инвестпроектами с участием иностранного капитала и забывают о нуждах петербургских предприятий. Положительные результаты, достигнутые в индустриальном секторе, сыграли злую шутку: чиновники сочли, мол, рынок сам по себе способен стать основным регулятором дальнейшего прогресса в машиностроении.
При этом мало кто обращает внимание на то, что целый ряд петербургских предприятий во второй половине 2005 года имел проблемы со сбытом своей продукции. Пока эти затруднения не отражаются в зеркале статистики. Но в дальнейшем они способны сказаться на динамике роста объемов производства.
О причинах, которые вызвали эти проблемы, говорили, в частности, на `круглом столе` в Санкт-Петербургской ТПП, посвященном проблемам продвижения продукции машиностроения на российском рынке (`ЭВ` от 04.04.2005). Специалисты тогда отмечали, что одно из уязвимых мест для многих отечественных поставщиков продукции машино- и станкостроения - маркетинг. Ведь перестраивать крупные заводы сложно, даже если у них излишек территории, недвижимости, персонала и неоправданные с точки зрения логистики складские запасы.
Но если ничего не менять, то потребители будут все чаще вынуждены покупать импортную продукцию, которая подчас и качественнее, и дешевле. Многое, конечно, зависит от решений федеральной власти. Но и на городском уровне можно сделать немало. Что именно - эту проблему детально собирались обсудить в рамках конгрессных мероприятий `Российского промышленника-2005`. И петербургские предприниматели серьезно подготовились к дискуссии.
Объемы Экспорта и импорта РФ
машин и оборудования
в I половине 2005 года, млрд $
Всего Дальнее СНГ
зарубежье
Экспорт 5,09 3,08 2,01
Импорт 16,66 15,36 1,30
Динамика отгрузки товаров
обрабатывающих производств
Петербурга
в I полугодии 2005-го по отношению
к аналогичному периоду 2004-го
Всего +4,8%
В том числе:
машины и оборудование +9,4%
электротехника и электроника +3,4%
транспортные средства -15,5% |