Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Лето подогрело спрос на импортное оборудование - ЭиВ N 32 (569)
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Лето подогрело спрос на импортное оборудование
No. 32 (569) 29.08.2005
Андрей Лазарев
Состояние дел в российском машиностроении кардинально не улучшается
Экспорт в РФ продукции западного машиностроения в I половине 2005 года, по опубликованным в середине августа данным Российской таможни, более чем впятеро превысил импорт отечественных машин и оборудования в страны дальнего зарубежья. Их доля в структуре ВВП РФ практически не изменилась. Отечественное оборудование и станки поставляют, как правило, для выполнения вспомогательных операций на заводах.

Ситуация в Петербурге на общем фоне выглядела лучше: индекс обрабатывающих производств за тот же период составил 116,5%, что больше аналогичного показателя по РФ (105,6%). На его долю приходилось свыше четверти ВРП.

Однако основной рост продукции получен отнюдь не за счет предприятий машино- и станкостроения, хотя его динамика в некоторых секторах рынка улучшилась. Например, машин и оборудования выпущено на 60% больше, чем за аналогичный период 2004-го, а транспортных средств и оборудования - на 30,5%. Но такой результат - следствие неравномерного выполнения заключенных договоров.

Если же оценить динамику отгрузки продукции, то итоги оказались не очень утешительными: товаров обрабатывающих производств отгружено всего на 4,8% больше, чем за тот же период 2004-го.

Лишь немногие виды продукции пользовались устойчивым спросом на рынке - это относится прежде всего к выпуску турбин, прокатного оборудования и машин для городского коммунального хозяйства. Уровень инвестиций в основной капитал на 1 работника машиностроительных предприятий оставался невысоким.

Подобная динамика, по идее, должна заставить правительство Петербурга искать способы стимулировать развитие машиностроения. Однако в списке крупнейших инвестиционных проектов, которые сопровождает Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга в сфере машиностроения, названо только ЗАО `Элкотек`, вкладывающее 100 млн евро в строительство завода по производству электронных изделий.

Задача оказать содействие продвижению продукции петербургских производителей ставилась властями только в 2004 году. Благодаря такой поддержке во многом в 2005-м удалось сделать городскую экономику прозрачнее и легализовать часть зарплаты на предприятиях. По-видимому, в правительстве такой результат сочли приемлемым, и в 2005 году многоплановая поддержка машиностроения `выпала` из числа приоритетных задач. Она сузилась до уровня горзаказа и программ, связанных с реформированием городского хозяйства.

Отголоски подобной метаморфозы городской политики, кстати, можно заметить и в ходе обеспечения программ подготовки к участию предприятий малого бизнеса в Международном форуме `Российский промышленник-2005`. Часть средств городские власти намерены перевести на поддержку тех фирм, которые участвуют в московских выставках, а экспозиции малого бизнеса в Гавани - хотели бы видеть практически на тех же площадях, которые отводятся под городской заказ.

Складывается впечатление, что власти Петербурга чересчур перегибают палку, увлекаясь крупными инвестпроектами с участием иностранного капитала и забывают о нуждах петербургских предприятий. Положительные результаты, достигнутые в индустриальном секторе, сыграли злую шутку: чиновники сочли, мол, рынок сам по себе способен стать основным регулятором дальнейшего прогресса в машиностроении.

При этом мало кто обращает внимание на то, что целый ряд петербургских предприятий во второй половине 2005 года имел проблемы со сбытом своей продукции. Пока эти затруднения не отражаются в зеркале статистики. Но в дальнейшем они способны сказаться на динамике роста объемов производства.

О причинах, которые вызвали эти проблемы, говорили, в частности, на `круглом столе` в Санкт-Петербургской ТПП, посвященном проблемам продвижения продукции машиностроения на российском рынке (`ЭВ` от 04.04.2005). Специалисты тогда отмечали, что одно из уязвимых мест для многих отечественных поставщиков продукции машино- и станкостроения - маркетинг. Ведь перестраивать крупные заводы сложно, даже если у них излишек территории, недвижимости, персонала и неоправданные с точки зрения логистики складские запасы.

Но если ничего не менять, то потребители будут все чаще вынуждены покупать импортную продукцию, которая подчас и качественнее, и дешевле. Многое, конечно, зависит от решений федеральной власти. Но и на городском уровне можно сделать немало. Что именно - эту проблему детально собирались обсудить в рамках конгрессных мероприятий `Российского промышленника-2005`. И петербургские предприниматели серьезно подготовились к дискуссии.



Объемы Экспорта и импорта РФ

машин и оборудования

в I половине 2005 года, млрд $

Всего Дальнее СНГ

зарубежье

Экспорт 5,09 3,08 2,01

Импорт 16,66 15,36 1,30



Динамика отгрузки товаров

обрабатывающих производств

Петербурга

в I полугодии 2005-го по отношению

к аналогичному периоду 2004-го

Всего +4,8%

В том числе:

машины и оборудование +9,4%

электротехника и электроника +3,4%

транспортные средства -15,5%
Другие материалы рубрики
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
30.11.23Лекарство от экономического пессимизма
В первые годы рыночных реформ Петербург потерял сотни предприятий — об этом, как и о причинах случившегося, говорят и пишут уже больше двух десятков лет. Куда меньше известно, что за это же время в городе появились сотни новых российских компаний, причем многие были созданы буквально с нуля, с чистого листа, а сейчас имеют миллиардные обороты и входят во всевозможные «топы».
28.02.19Что имеем — не храним?
22.09.08Столичное шоу из Вологды
В Выставочном зале правительства Москвы прошла выставка-ярмарка `Вологодский продукт в Москве`. Она была организована департаментом продовольственных ресурсов, торговли и услуг Вологодской области
22.09.08Много молока не бывает
В течение пяти лет объемы производства молока в Ленинградской области должны вырасти на 30%, чтобы обеспечить потребности Петербурга и области
22.09.08Хороший климат дает результаты
Индекс промышленного производства в Псковской области превысил средней показатель по СЗФО
22.09.08`Петмол` отметил новоселье
14.04.08Новости промышленности
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru