В последнее время выдвигают разные версии причин участившихся аварий речного флота на Неве, которые нанесли значительный ущерб петербургским мостам.
Ряд предположений выглядит абсурдным: например, в некоторых изданиях написали о сдвигах земной коры под Ладожским озером, увеличивших скорость течения Невы. И к этому, дескать, еще не привыкли судоводители. Может, штурманы и не привыкли, но такие навыки должны быть у лоцманов. А в пределах прохода через мосты действует правило об обязательной лоцманской проводке.
Правда, по-видимому, его не всегда соблюдают. Наверное, поэтому, в частности, эксперты консалтинговой группы `Городской центр экспертиз` предположили, что основная причина аварий - в слабой подготовке штурманов частных компаний. На человеческий фактор действительно, по данным Минтранса РФ, приходится около 70% аварий на водных и морских путях.
Однако в Международной морской организации всегда выступали против того, чтобы сваливать всю вину на штурманов. Надо говорить об общем уровне менеджмента качества судоводительских компаний. Формально он вроде бы соответствует требованиям Морского и Речного регистров РФ.
Дело, вероятно, в другом: все суда, которые совершили навалы на мосты, - очень старые. У них слишком велика вероятность поломок. И в Минтрансе РФ давно следовало бы ужесточить требования к тем из них, которые проходят в навигацию через петербургские мосты. В противном случае для Петербурга резонно потребовать от министерства резервировать в федеральном бюджете средства на ликвидацию последствий этих аварий. |