В основном предложения по этому поводу поступили от стивидоров. Активность также проявили представители Октябрьской железной дороги и операторы подвижного состава. Интерес к реформам обозначили и крупные судоходные компании, автоперевозчики и некоторые владельцы складов
Их, прежде всего, затронули те аспекты, которые касаются конкурентной среды транспортных компаний Петербурга и изменения методологии в оценке эффективности транспортной деятельности. Большинство представителей бизнеса и компаний, связанных с транспортировкой и обработкой грузов, поддерживают инициативы Комитета по транспортно-транзитной политике Петербурга.
Однако была и критика. В этом смысле характерными можно назвать те высказывания, которые прозвучали на заседании Межотраслевого союза транспортников и предпринимателей.
К сожалению, тезисы, которые взяты за основу в концепции транспортно-транзитной политики Петербурга, нуждаются в доработке, считает президент межотраслевого союза Радий Гурков. Особенно если учесть, что эти тезисы лягут в основу задания ученым. Ведь любая политика должна в конечном счете быть увязана с планированием бюджета города и прогнозированием инвестиций в транспортные проекты.
Достаточно резко выступил начальник кафедры Государственной морской академии имени адмирала С. О. Макарова Феликс Кацман: основной изъян в том, что власти города ставят главной задачей увеличение доходов города и не хотят консолидировать работу всех видов транспорта. При этом не учитывается приток инвестиций из федерального бюджета, благодаря которым город получает дополнительно рабочие места и средства в казну. Концепция развития транспортно-транзитного комплекса должна согласоваться с госполитикой и международными соглашениями.
Представители `Северо-Западного пароходства` также обратили внимание, что транспортный комплекс Петербурга тесно связан с транспортной системой Ленинградской области. И их нельзя развивать нескоординированно. Кроме того, для города важно стимулировать не только поступление налогов, но и снижение уровня транспортной составляющей в цене производимых в Петербурге товаров.
Специалисты Северо-Западного филиала АСМАП заметили, что эта проблема тесно связана с проникновением на российский рынок западных транспортных компаний. К сожалению, иногда они получают преимущества, а петербургские компании оказываются в менее выгодных условиях, чем их конкуренты из других субъектов РФ.
Впрочем, на это замечание болезненно отреагировали представители экспедиторов: городская политика не должна лоббировать интересы определенных компаний. Их конкурентоспособность отрегулирует рынок.
Доцент Санкт-Петербургского НИиПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры Светлана Воронцова уточнила: рынок отрегулирует не все. Транспортную политику должно регулировать государство. А городские власти не должны указывать бизнесу, как ему надлежит развиваться. Однако они обязаны создать для этого условия: резервировать территории, где `осесть` предприятиям, выделить средства на развитие инфраструктуры, выработать стандарты ведения бизнеса. Причем эти стандарты не должны противоречить общероссийским.
Специалисты ОАО `ЛенморНИИпроект` согласились с тем, что главный акцент в совершенствовании транспортно-транзитной политики следует отдать логистике и перевозке пассажиров и что эти критерии целесообразно увязать с ростом благосостояния населения и доходов горбюджета.
Однако было бы разумно ввести ряд дополнительных показателей для комплексной оценки работы транспортной системы. В частности, учитывать численность работающих в транспортных предприятиях на один квадратный метр занимаемой ими площади. Кроме подсчетов поступлений налогов в бюджет нужно также помнить об отчислениях из фонда зарплаты транспортных предприятий и связанных с ними партнеров.
Все эти предложения вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов, который курирует транспортно-транзитный комплекс, обещал учесть, включая пожелание создать совет по координации транспортного комплекса при губернаторе Петербурга.
Грузооборот
Большого порта Санкт-Петербург
и грузоперевозки ОЖД, млн тонн
2005 г. К 2004 г.
Грузооборот порта СПб 31,99* +18%**
Грузоперевозки ОЖД 52,57*** +5,1%**
*- За 7 месяцев 2005 г. **- К аналогичному периоду 2004 г. ***- За 6 месяцев 2005 г. |