Согласно официальным документам кодекс должен включать в себя свод правил и процедур, обязательных для соблюдения должностными лицами и сотрудниками фонда, санкции, применяемые к нарушителям за их неисполнение процедуры по выявлению и предотвращению конфликта интересов фонда и застрахованных лиц, а также процедуры, направленные на предотвращение неправомерного использования сотрудниками фонда конфиденциальной информации
Согласно постановлению правительства НПФ должны согласовать свои кодексы профессиональной этики с ФСФР, сотрудники которой должны проверить документы на соответствие федеральным законам.
Считается, что принятие таких документов должно повысить доверие граждан к НПФ, ограничить возможные злоупотребления со стороны учредителей и руководства фондов и стимулировать более активное поведение частных лиц на пенсионном рынке. До сих пор ничто не мешало инвестировать доверенные тому или иному НПФ средства пенсионных накоплений в ценные бумаги, выпущенные вкладчиками либо самими учредителями этого же фонда. Теперь же официально указано признать подобные операции сомнительными с этической точки зрения.
Теоретически это новшество и впрямь должно оживить рынок - таково свойство положительных новостей и событий. На практике же каких-либо сдвигов не обнаруживается. Напротив, все чаще говорят о том, что пенсионная реформа, которой идет уже четвертый год, провалена, и едва ли кто может найти способ более-менее быстрого выхода из тупика.
Начало очередного пенсионного `сезона`, который принято считать от одной рассылки `писем счастья` до следующей, принес новые тому подтверждения. Оказалось, что почти половина управляющих компаний, работающих с пенсионными накоплениями, вовремя не представила в Минфин информацию о составе и структуре акционеров.
Эта небрежность вполне может стать основанием для расторжения договоров об управлении пенсионными активами, поскольку на сей счет действует приказ Минфина: все УК, допущенные на этот рынок, обязаны до 1 июля ежегодно предоставлять информацию о составе и структуре акционеров, чья доля в уставном капитале составляет от 1% и более.
Версии, объясняющие, почему сразу 26 управляющих компаний, среди которых немало крупных, оказались столь небрежны, свелись к трем предположениям. Согласно первому - всему виной обычное российское разгильдяйство.
По другой - виноваты почтовые службы, вовремя не доставившие адресату необходимые сведения. Наконец, есть мнение, что ряд УК сознательно задержались с предоставлением информации, рассчитывая, что `и так пронесет` и не желая лишний раз сообщать о себе.
В пользу последнего говорит хорошо известная болезненность, с которой большинство представителей отечественного бизнеса относятся к требованиям информационной открытости. Как бы там ни было, актуален на сегодня иной вопрос: как поступит с проштрафившимися Минфин? Поспешит ли воспользоваться правом наказания виновных и очистит рынок, или же на первый раз поступит великодушно? Сторонники есть у обоих вариантов развития событий. С одной стороны, представители министерства уже не раз делали заявления, что в пенсионную сферу и так проникло слишком много управляющих компаний, и нелишне `очистить поле`, оставив наиболее сильных игроков. С другой - в пенсионной сфере и так дела обстоят не блестяще, чтобы выталкивать из нее представителей реального бизнеса.
Уже известно, что в нынешнем году к числу управляющих компаний, имеющих право работать с пенсионными накоплениями, не присоединится ни одна новая УК. По всей видимости, ряды возможных участников рынка со стороны частного бизнеса на ближайшие годы исчерпаны, и в дальнейшем число претендентов на пенсионные деньги сократится.
А это, в свою очередь, подсказывает, что Минфин скорее простит запоздавшие с подачей необходимых сведений УК, дав им шанс исправить положение. Громкие скандалы могут окончательно добить едва начавший формироваться пенсионный рынок.
Что же касается кодексов профессиональной этики, то их появление едва ли сможет заметно повлиять на ситуацию. И в предыдущие годы, и сейчас все участники пенсионного рынка в один голос твердили, что главным недостатком реформы остается практически полное отсутствие информационной кампании, разъясняющей гражданам суть происходящего и новые возможности, раскрывающиеся перед ними.
Проблема, как обычно, уперлась в деньги: бизнес и власть так и не решили, кто должен платить за такую кампанию. А раз вопрос остается невыясненным до сих пор, то нетрудно предположить, что и о новых этических рубежах, взятых управляющими компаниями, будут знать лишь наиболее активные и дотошные граждане, а их - меньшинство.
Основные показатели деятельности НПФ за 2004 год на 01.01.2005
Название Собственное Имущество Совокупный Размер Количество Количество Выплаты
имущество для обеспечения вклад учр. пенсионного участников участников пенсий
(тыс. руб.) уставной (тыс. руб.) резерва (чел.) фонда, (тыс. руб.)
деятельности (тыс. руб.) получающих
(тыс. руб.) пенсию (чел.)
`ИНТЕРРОС-ДОСТОИНСТВО` 492 506,00 75 602,00 88500 415 414,00 84043 2046 102 432,00
НПФ `ЛУКОЙЛ-Гарант` 23 997 183,00 18 655,00 384653 4 510 124,00 117587 9849 151 880,00
НПФ `ГЕФЕСТ` 256 988,00 46 976,00 30000 206 399,00 13397 40 679,00
НПФ `Промстройбанка` 176 800,00 202 722,00 30000 98 974,00 5726 426 5 861,00
НПФ `Альтернатива` 1 500,00 1 500,00 1500 0,00 0 0 0,00
НПФ `Капитан` 242 333,00 35 289,00 34360 202 441,00 3924 1570 3 935,00
НПФ `Санкт-Петербург` 993 193,00 63 929,00 31602 926 677,00 43087 6747 32 092,00
НПФ `НПФ ОПК` 1 122 677,00 31 730,00 30000 1 053 672,00 51960 737 5 365,00
`Невский` ПФ 58 538,00 4 661,00 3000 53 869,00 223304 0 0,00
НПФ `Адмиралтейский` 1 427,00 56,60 55 1 362,00 203 21 334,50
НПФ `Невская перспектива` 4 448,00 4 127,00 4127 321,00 5471 0 0,00
НПФ `Магистраль` 40 467,00 28 744,00 30000 11 408,00 737 154 272,00
НПФ `Пенсионный капитал` 1 006 295,00 929 363,00 925259 61 157,00 10407 102 534,00
НПФ `Хлебный` 22 363,00 596,00 196 21 765,00 3035 175 1 467,00
НПФ `Доверие-Пенсия` 2 185,00 1 967,00 3000 94,00 14 0,00
НПФ `Генеральный ПФ` 43 445,10 37 218,80 3370 612,50 5157 0 0,00
НПФ `ИНИЦИАТИВА` 57 300,60 55 420,00 55420 1 879,50 6439 1 0,30
НПФ `АВК `Невский проспект` 25 250,00 23 760,00 23760 1 470,00 5372 0 0,00
НПФ `Сберегательный` 75 042,00 7 504,20 4300 67 470,00 21081 4651 13 701,00
НПФ `РЕГИОНФОНД` 2 679 813,00 686 543,00 10300 1 975 474,00 4766 748 45 255,00
НПФ `НЕФТЕГАРАНТ` 1 440 699,00 33 842,00 30000 1 403 016,00 63088 11120 68 380,00
НПФ `Веста` 2 285,30 1 781,80 1802,7 503,40 243 27 0,80
НПФ `КОРАБЕЛ` 95 832,70 4 520,00 3000 90 888,00 3071 231 1 840,80
НПФ `Созвездие` 4 073,00 4 017,30 3621,1 16,60 9 0 233,60
НПФ `ПЕНСИОННАЯ КАССА` 31 641,50 31 175,60 31050 448,30 5480 0 0,00
НПФ `СЗПФ` 59 610,40 51 116,90 51100 8 436,00 889 1 766,40
НПФ `Объединенные регионы` 8 165,60 5 718,10 5700 2 417,10 6131 43 205,40
НПФ `Скандинавия` 30 639,60 30 021,10 30000 602,20 106 0 0,00
По данным Федеральной службы по финансовым рынкам |