В Новгородской области обсуждение проблем малого бизнеса с участием власти и коммерческих структур становится правилом хорошего тона. В начале августа с инициативой пообщаться с предпринимателями выступил Сбербанк России, предложивший новые схемы кредитования `малышей` под гарантии местных бюджетов. Двумя неделями позже эстафету банкиров продолжили страховщики
В офисе Управления по Новгородской области ООО `Росгосстрах-Северо-Запад` состоялся `круглый стол` `Малый бизнес: проблемы и перспективы развития`, соорганизаторами которого выступили администрации Новгородской области и города.
Чиновники рассказали о возрастающей роли предпринимателей в экономике города и области (малый бизнес формирует около 15% доходной части местного бюжета). А страховщики представили новые продукты линейки страхования малого и среднего бизнеса.
Несмотря на заявленную тему, тяжкая предпринимательская доля не стала главным предметом обсуждения. Проведенное муниципалитетом исследование бизнес-рисков, итоги которого были озвучены за `круглым столом`, лишь подтвердили общее мнение о том, что малый бизнес, ежегодно отчисляющий в бюджет города более 200 млн руб., нуждается в поддержке. Причем не на уровне заявлений о намерениях, а вполне реальной: в виде устранения административных барьеров, разработки четкого налогового законодательства, доступного кредитования и надежной страховой защиты от рисков.
Такой помощи ожидают более 50% участвоваших в анкетировании предпринимателей. Потому основной темой разговора страховщиков и предпринимателей стали перспективы сотрудничества в области страхования бизнеса и связанных с ним рисков.
По данным маркетинговых исследований, проведенных в том числе и в Новгородской области, наиболее актуальными для предпринимателей являются страхование персонала, имущества, оборудования, автотранспорта, грузов, опасных производственных объектов, финансовых рисков, ответственности за качество продукции.
Однако, несмотря на актуальность, эти страховые продукты пока мало востребованы. В числе основных причин страховщики назвали низкую страховую культуру предпринимателей, связанную отчасти с недостаточной развитостью рынка страхования для этого сектора экономики.
В России услугами страховых компаний пользуется 80% малых и средних предприятий, при этом основная доля принадлежит договорам ОСАГО и добровольному страхованию автомобилей. Около 20% - договоры страхования имущества, и только 8% приходится на другие виды страхования. В Новгородской области эти цифры еще меньше. Наиболее популярны у новгородских предпринимателей классические виды страхования: от пожара, стихийных бедствий, угона автотранспорта.
Председатель общественной организации предпринимателей `Новгородчина` Елена Найдович уверена, что малый бизнес нуждается и в других в услугах страховщиков, однако информации по новым страховым продуктам явно недостаточно. На новгородском страховом рынке действует 13 компаний, но похвастать большим числом клиентов - представителей малого бизнеса - они вряд ли могут.
Пока у предпринимателей настороженное отношение к страхованию. `Чтобы изменить ситуацию, страховщикам и предпринимателям надо чаще встречаться, организовывать совместные мероприятия, конференции, `круглые столы`. Тогда мы будем лучше понимать проблемы и потребности друг друга`, - считает Елена Найдович.
Похожего мнения придерживается и Владислав Алексеев, начальник отдела поддержки предпринимательства администрации Новгородской области, отметивший, что организованный страховщиками `круглый стол` - первое за последние 10 лет мероприятие, где представители страхового бизнеса четко обозначили свой интерес к проблемам малых предпринимателей и предложили реальные пути их решения. |