Его называли художником, поэтом, фантазером и даже сумасшедшим. Он создал свой мир, мир-сон, блеф, бред, где мирно сосуществуют цветные коровы, торговцы, скрипачи и... влюбленные, парящие над крышами. Наконец мировой триумф Шагала, прокатившийся по миру в 70-80-х годах прошлого столетия, достиг России. Выставка Марка Шагала в Петербурге, разместившаяся в корпусе Бенуа Русского музея, уникальна по количеству и качеству произведений, представленных на ней
`Мы взяли и выковыряли изюм из булки, то есть все лучшее из лучших музеев и собраний мира`, - сказала на открытии Екатерина Селезнева, заместитель директора Третьяковской галереи и инициатор выставки. Впервые в Петербурге демонстрируют работы, созданные в разное время и объединяющие российский и зарубежный периоды творчества Шагала. До сих пор многие произведения, созданные в эмиграции, практически не известны на родине художника.
С большим успехом выставка прошла в Москве в Третьяковской галерее, ее посетили более 130 тысяч человек.
Неоценимый вклад в экспозицию сделала семья художника, предоставив 40 работ. Без благородного жеста парижского Центра современного искусства Ж. Помпиду, музеев Ниццы и Гренобля выставка была бы тоже невозможна.
На церемонии открытия Генеральный консул Франции в Петербурге Мобер Паскаль назвал это событие примером культурного сотрудничества между нашими странами самого высокого уровня. Приехавшая из Франции специально на открытие внучка знаменитого художника госпожа Мерет Мейер-Грабер назвала выставку `прогулкой с Марком Шагалом`.
`Прогулка с Шагалом` начинается с ранних его работ и огромных фотографий, на которых он почти везде рядом со своей женой Беллой. Постепенно, следя за развитием его творчества, зритель доходит до зала, где демонстрируется фильм о художнике. Между полотнами мастера можно заметить вкрапления его пронзительных стихов, которые он писал всю жизнь.
Все демонстрационные залы окрашены в разные цвета, но это не мешает, а, напротив, помогает восприятию картин. В магическом фиолетовом зале чрезвычайно драматично `звучит` уникальная `Желтая комната` 1911 года. Картина столь хрупка, что крайне редко покидает стены музея в Базеле. Вспоминаются Гоген и Достоевский, но все же это типичный Шагал с перевернутой головой и с непременно зеленой коровой.
Очень эффектно выглядит `Зеркало`. Основной цвет картины - фиолетовый, но она приобретает особенную декоративность в стенах, точно повторяющих тон шагаловского фиолета. Серия полотен, изображающих любовников, разумеется, находится рядом, ведь фиолетовый цвет считается не только мистическим, но и сексуальным. Но все же центральной в этом зале является работа `Двойной портрет с бокалом` (Центр Ж. Помпиду), где молодой Шагал, сидя на плечах у любимой Беллы, приветствует зрителей поднятым бокалом вина, а выше... только ангел.
Марк Шагал, ученик Л. Бакста и М. Добужинского, еще в молодости сказал, что не хочет ни на кого походить. Ему это удалось в полной мере. Творения художника безошибочно узнают даже неспециалисты. Полная внутренняя раскрепощенность дает ему возможность уходить в творчестве от таких понятий, как `перспектива`, `масштаб`, и не придерживаться законов анатомии человека.
Его фантасмагорические произведения публично сожгли в Германии по приказу Геббельса. Полотна М. Шагала долгие годы были в России под запретом. Еще при жизни художник получил всемирное признание и славу. Прожил почти 100 лет, из них только треть - в России. Но все годы эмиграции, до самой смерти, Шагал писал заснеженные церквушки и покосившиеся домики старого Витебска. |