Недавняя продажа Олегом Тиньковым своего пивоваренного бизнеса мировому концерну стала не просто новостью, но и поводом для разного рода выступлений и дискуссий, общая тональность которых так или иначе сводилась к одному: на смену ярким лидерам, которых, без преувеличения, знает в лицо или хотя бы по имени вся страна, приходят брэнды, за которыми стоят коллективы профессионалов, имена которых, что называется, широко известны в узком кругу
Этот процесс, как полагают большинство аналитиков, не просто вполне естественен. Он также свидетельствует о вступлении российского бизнеса в новую стадию - движения к зрелости и устойчивости. Не секрет, что любое дело, связанное с именем одной личности, не может считаться стабильным, в то же время наличие отлаженного управленческого механизма само по себе - хорошая гарантия от случайностей.
Многие иностранные эксперты отмечают, что в последние годы российский бизнес добился заметных успехов во внедрении международных управленческих стандартов. Однако говорить о соответствии существующих рыночных условий тем требованиям, которые предъявляют международные финансовые организации, пока рано. Среди основных проблем, которые остаются нерешенными, традиционно выделяют низкую степень прозрачности и информационной открытости отечественных компаний, сложности с охраной интеллектуальной собственности и сохраняющуюся неуверенность в гарантиях прав частных предпринимателей.
Согласно результатам исследования, проведенного `Российским институтом директоров` (РИД) по итогам деятельности ряда ведущих российских компаний в 2004 году, в среднем лидеры отечественного бизнеса соблюдают 51% основных показателей, характеризующих практику корпоративного управления в области соблюдения прав акционеров.
Для сравнения: аналогичное исследование, проведенное по итогам 2003 года, показало, что на тот момент компании соблюдали лишь 36% аналогичных показателей. Таким образом, положительная динамика очевидна, более того, исследователи не выявили принципиальной разницы в подходах к управлению компаний, торгующихся и не торгующихся на биржах.
- Как мне кажется, почва для внедрения корпоративного управления в России пока еще слишком сырая. В то же время налицо растущий интерес представителей бизнеса, в том числе малого, к внедрению на своих предприятиях международных стандартов менеджмента, - отметил вице-президент организации `Бизнес за социальную ответственность` Эрик Олсон. - Правда, оговорюсь, что продвижение этих стандартов становится сложнее. Возможно, потому что бизнесмены обеспокоены политической ситуацией в своей стране.
Точно так же исследование РИД обнаружило позитивные изменения в практике работы советов директоров ведущих компаний России, правда, эксперты подчеркивают, что в этом вопросе до международных стандартов отечественному бизнесу еще очень далеко. Так, лишь в 27% компаний, принявших участие в исследовании, совет директоров на четверть и более состоит из независимых директоров, миссия которых - обеспечивать объективность и непредвзятость принимаемых решений. Одновременно в компаниях, акции которых торгуются на биржах, положение по данному вопросу оказалось заметно лучше: в 56% случаев советы директоров на четверть и более состоят из независимых директоров.
- Зачастую у российских компаний есть конкурентный потенциал, но нет возможности его реализовать. Корпоративное управление помогает решить эту проблему, - считает сотрудник проекта ООН `Глобал компакт` Джефф Сенн. - Преимущества, которые связаны с внедрением стандартов корпоративного управления, разнообразны. Это и улучшение взаимоотношений между сотрудниками фирмы, компаниями, бизнесом и государством, внедрение экологических технологий, совершенствование приемов менеджмента и многое другое. Так что можно вполне ответственно сказать, что корпоративное управление и деловая этика имеют критическое значение для повышения конкурентоспособности российского бизнеса как в своей стране, так и во всем мире.
Не случайно эксперты отмечают, что зарубежные финансисты по-прежнему ждут подходящих условий для вложения средств в российский бизнес, а большинство западных участников проекта так или иначе заостряли внимание на правилах и схемах привлечения инвестиций, а также - на значении соблюдения правил корпоративного управления для работы в условиях глобального рынка.
Реорганизация управления бизнесом в плане соответствия международным стандартам сегодня является одной из главных задач, которые приходится решать успешным предпринимателям. Устояв в период становления новой экономической системы, они сталкиваются с тем, что их вполне прибыльные фирмы, тем не менее, не могут рассматриваться зарубежными коллегами в качестве надежных партнеров. Прежде всего - из-за проблем, связанных со структурой собственности и управления, взаимоотношений с акционерами и инвесторами.
Практика показывает, что о привлечении инвестиций из-за рубежа сегодня всерьез задумываются руководители не только крупных корпораций. Именно они добились и самых заметных успехов во внедрении стандартов корпоративного управления.
Как отмечает исполнительный директор Ассоциации независимых директоров Александр Филатов, налицо ряд позитивных тенденций: лидеры бизнеса стали чаще подкреплять рассуждения о социальной ответственности реальными делами, содействуют внедрению Кодекса корпоративного управления и внутренних этических стандартов, все чаще приглашают независимых директоров.
Аналогичную оценку высказывает и директор `Российского института директоров` Игорь Беликов. По его словам, в последние годы заметно расширился рынок экспертно-консалтинговых услуг в области корпоративного управления, в частности, выросли объемы заказов на аудит корпоративного управления, оценку работы совета директоров, подготовку годовых отчетов.
Надо отметить, что анкетирование, которое было проведено около года назад среди представителей компаний - участников одного из проектов Центра корпоративного управления, показало, что 67% из них планируют и в дальнейшем заниматься обучением по различным вопросам, связанным с современной организацией бизнеса.
При этом абсолютное большинство (85%) отметило, что уже полученные знания позволили им внести определенные изменения в практику своих предприятий.
Так, 44% сообщили, что уже разработаны или готовятся внутренние кодексы корпоративного поведения и кодексы этики, 56% отметили, что разработаны или готовятся положения, корпоративные стандарты и другие внутренние документы по корпоративному управлению, а 59% - что полученные в рамках проекта знания использовали при подготовке годового собрания акционеров. |