Летнее падение цен (слоган, ставший основой рекламных кампаний большинства игроков местного строительного рынка в весенне-летний сезон) эксперты прогнозировали еще зимой при сокращении объемов продаж на вторичном рынке жилья
Количество сделок на нем стало заметно таять из-за превышения предложения спросом при `долгоиграющих` высоких ценах. К концу прошлого года они достигли $500-650 за 1 кв. метр. Зависящий от `вторички` рынок нового жилья пережил похожие проблемы.
Конкуренция за потенциального покупателя обострилась. Сегодня за него борются 6 крупных и около 10 средних компаний, предлагающих квартиры от эконом- до бизнес-класса практически в любом районе города по цене от $400 до $1000 за квадратный метр.
В прошлом году новгородские компании построили 39 жилых домов общей площадью 85 тыс. квадратных метров. В этом году объемы возрастут до 100 тыс. квадратных метров. Между тем продать новые квартиры становится все сложнее. По данным Новгородской инвестиционной компании, основного поставщика стройматериалов для местных застройщиков и одного из ведущих игроков строительного рынка, за минувшие пять лет объемы строительства в Великом Новгороде ежегодно росли более чем на 50%. Вместе с ними росли и цены.
Пять лет назад, когда квадратный метр жилья стоил $150, большинство домов без труда продавали еще на этапе закладки фундамета. Проблем со сбытом не было, даже несмотря на то что к моменту сдачи дома квартиры в нем дорожали на 25%. При этом покупательская способность новгородцев оставалась на прежнем невысоком уровне, и имеющих возможность позволить себе новую квартиру становилось все меньше.
По данным исследований Фонда общественного мнения, только у 2% россиян, и новгородцы в этом смысле не исключение, имеется реальная возможность улучшить жилищные условия. Остальные об этом только мечтают. При этом 10% опрошенных были бы рады однокомнатной квартире, 15% хотят обзавестись двухкомнатной, 8% надеются расшириться до `трешки`, 17% думают о собственном доме.
Новгородские строительные компании готовы воплотить мечту в реальность, предлагая квартиры от малосемейных малогабаритных до элитных многоуровневых в кирпичных, панельных, монолитных домах и коттеджных поселках. Однако четких представлений о покупательских предпочтениях и информации о том, сколько новгородцев сегодня реально нуждаются в жилье, у фирм-застройщиков, похоже, нет.
Исследования независимых маркетологов не регулярны, а полученные данные считаются коммерческой тайной и держатся в секрете, поскольку на них строятся ценовая политика и стратегия развития компаний. В последнее время они все больше ориентированы на клиентов.
Если раньше при долевом строительстве первый покупательский взнос достигал 50-80%, а рассрочка не превышала 3 лет, то теперь можно внести 10-20% необходимой суммы, а остаток выплачивать в течение 10-25 лет. При условии единовременного полного платежа за будущую квартиру на начальном этапе строительства предлагаются 10-15%-е скидки.
Кроме того, многие компании заключают договоры с банками о кредитовании проектов. Высокая конкуренция на жилищном рынке подстегивает застройщиков к применению новых строительных технологий и материалов. Больше половины домов сдается с евроотделкой `под ключ`.
Конструктивными особенностями нового жилья в Великом Новгороде являются возможности перепланировки, деревянные и металлопластиковые стеклопакеты, ламинированные полы, автономное отпление. В некоторых компаниях есть собственные дизайнеры, готовые воплотить идеи потенциальных жильцов в индивидуальных проектах, при этом цена жилья практически не увеличивается.
Будет ли снижаться цена на жилье в Великом Новгороде и в дальнейшем? Если перегрев рынка продолжится и заставит застройщиков отказаться от сверхприбылей и изыскивать новые резервы - то да. Однако сами строительные компании значительного снижения цен на жилье пока не обещают, связывая это с постоянным удорожанием строительных материалов и рабочей силы, дефицит которой особенно заметен стал в последние полгода. |