Участники `круглого стола` `Изменения на рынке автострахования`, прошедшего в Петербурге в конце июля, обсудили основные тенденции, установившиеся к середине 2005 года на российском и петербургском рынках ОСАГО
Основными темами заседания стали две - сокращение числа компаний, занимающихся ОСАГО, и специфика развития в Петербурге служб аварийных комиссаров.
`Сейчас, через 2 года после начала действия Закона об ОСАГО, можно констатировать, что тенденция, которая наметилась в начале 2005 года, приобрела устойчивый тренд - это, прежде всего, уменьшение числа игроков на рынке ОСАГО. К сожалению, появилась и петербургская компания, у которой была отозвана лицензия, - это `Доверие`, - сказал директор по корпоративным связям и информации страховой компании `Русский мир` Евгений Гуревич. - Именно в этом, на мой взгляд, будут заключаться основные изменения, которые произойдут на рынке ОСАГО`.
Надо признать, что в течение первых полутора лет действия Закона об ОСАГО Росстрахнадзор, обнаруживая в деятельности страховщиков те или иные нарушения, не шел дальше простой приостановки их лицензий и выдачи предписаний на исправление ошибок. Скорее всего, так происходило, потому что чиновники страхнадзора попросту не знали, как поступать с обязательствами страховых компаний после отзыва у тех лицензии: в законе эта процедура практически не была прописана.
Но к лету 2005 года проблему начали решать: Российский союз автостраховщиков (РСА) выразил готовность платить из своего компенсационного фонда за компании с отозванными лицензиями. И 28 июля были опубликованы соответствующие изменения к Закону об ОСАГО. Если по старому закону РСА осуществлял компенсационные выплаты потерпевшим только в случае применения к страховщику процедуры банкротства или если было неизвестно лицо, ответственное за причиненный потерпевшему вред, то теперь союзу разрешено производить выплаты и в случае отзыва у страховых организаций лицензии на ОСАГО.
Кроме того, выплаты будут производить за вред, причиненный не только жизни или здоровью, но и имуществу потерпевших.
Таким образом, существенно расширена возможность урегулирования претензий.
Аварийные комиссары готовы заменить ГИБДД
Во время выступления на `круглом столе` Виктор Петров, руководитель отдела межрегионального развития ассистантской компании `ЛАТ`, отметил: `В настоящий момент более 90% ДТП в Петербурге обслуживают аварийные комиссары. Законодательное собрание Петербурга уже рассмотрело законопроект о статусе этой службы во втором чтении. Идет работа по подготовке соответствующего федерального законопроекта`. При этом, по его словам, ни в одном другом городе страны службы аварийных комиссаров не получили такого развития, как в Петербурге: `Сегодня аварийные комиссары в городе готовы полноценно заменить ГИБДД`.
`В Москве нагрузка на аварийных комиссаров в 8 раз меньше, чем у нас, по той причине, что там ГИБДД лучше работает и быстрее приезжает`, - заметил в ответ на это утверждение Александр Баклушин, директор филиала ЗАО `СО `Ассоль`.
С ним согласились представители и других страховых компаний. `У нас очень плохо работают правоохранительные органы, отсюда и наша избалованность ассистантскими услугами`, - высказал свое мнение Олег Киселев, заместитель генерального директора ООО `Росгосстрах - Северо-Запад`. В то же время представители страховых компаний напомнили о юридической неопределенности статуса аварийных комиссаров. Так, Евгений Гуревич уточнил: `Надо понимать, что пока статус аварийных комиссаров никак не определен. В случае ДТП представители ГАИ порой недоумевают, кто это такие, и, естественно, не соглашаются с ними работать. Другое дело, если аварийные комиссары представляют интересы конкретной страховой компании. Крупные компании уже организовали собственные службы аварийных комиссаров. То есть на рынке ОСАГО Петербурга формируется или почти сформировалась новая услуга, но она - добровольная. Пока ее оплачивают страховые компании. При принятии нового федерального закона об аварийных комиссарах предстоит решить, на мой взгляд, главный вопрос: кто будет оплачивать услуги аварийных комиссаров? В тарифах ОСАГО эти расходы не учтены. То есть законодатель должен либо заложить эти средства в структуру ОСАГО, либо предложить иной источник финансирования`.
По словам Евгения Гуревича, в Европе нет аварийных комиссаров, там на месте серьезных ДТП работают специальные представители страховщика.
Александр Баклушин, в свою очередь, отметил: `В Европе в целом действует другой механизм работы страховых компаний. В случае ДТП пострадавшему не надо требовать выплат с компании нарушителя. Ваша компания оплатит ущерб, но потом получит компенсацию от другой страховой компании`. Такая практика в мире известна под названием `европейский протокол`.
О европейском протоколе
Почему бы и в России не сделать так, чтобы участники ДТП обращались за выплатами каждый к своему страховщику? Первая причина: потому что это потребует или изменения в законодательстве, или подписания некоего соглашения между всеми страховщиками страны. И то и другое требует продолжительной процедуры.
Во-вторых, такое изменение закона сегодня невыгодно ни одной успешно работающей компании. Причина в том, что слишком много страховщиков в ближайшее время должны будут уйти с рынка, и никому не хочется платить за них.
По словам страховщиков, переход к европротоколу является приоритетной задачей РСА, но это станет возможным только тогда, когда рынок очистится от неудачников (предположительно года через два-три). |