- В летний период автолизинг остается одним из немногих направлений нашего бизнеса, не подверженным сезонным колебаниям, - говорит генеральный директор компании `Прогресс Нева лизинг` Станислав Ким.
С этой оценкой соглашаются представители большинства лизинговых компаний Петербурга. Настоящий автомобильный бум, который наблюдается уже несколько лет подряд, сперва породил взлет потребительского кредитования - редко сегодня найдешь автосалон, в котором не было бы, как минимум, двух представителей банков, готовых ссудить до 80% стоимости машины, а затем и рост спроса на лизинг.
Такси `по-белому`
По словам Станислава Кима, крупные автохозяйства сегодня развиваются практически только с помощью лизинговых схем, иного варианта нет. Когда речь идет о закупке пятидесяти-ста автобусов, каждый из которых стоит от ста тысяч долларов, говорить о возможности воспользоваться банковским кредитом на предлагаемых сегодня условиях или собственными средствами не приходится.
Потенциально лакомый кусок для лизингового бизнеса - крупнейшие городские таксопарки, которые оказались перед реальной необходимостью удваивать и утраивать свои автохозяйства. Однако до сих пор, насколько известно, ни одной крупной сделки не было заключено.
У владельцев таксопарков есть собственная отработанная схема бизнеса. Как правило, они сдают машины в аренду водителям, причем по истечении определенного срока, обычно двух-трех лет, этот автомобиль переходит таксисту в собственность. Кроме того, значительная часть финансовых потоков в этом бизнесе по-прежнему остается `в тени`, а лидеры бизнеса нередко практикуют раздел своих машин между несколькими малыми фирмами.
Финансовые расчеты в таксопарках до сих пор ведутся достаточно примитивно: хозяин прикидывает, сколько километров в день проезжает машина, сколько тратится бензина, какова выручка, определяет свой процент - больше его ничего не интересует. Лизинговую сделку в таких условиях, конечно, не провести.
Последнее время, правда, наметилась иная тенденция.
- Владельцы некоторых крупных таксопарков уже всерьез задумываются о том, что пора менять схемы работы, укрупняться, использовать те возможности, которые дают современные технологии бизнеса, в том числе лизинг, но решающего шага пока никто не сделал. То ли решимости не хватает, то ли есть еще какие-то причины, - рассказывает Станислав Ким.
По словам представителей многих лизинговых компаний одна из таких причин в том, что до многих клиентов, которые могли бы воспользоваться автолизингом, до сих пор приходится доносить смысл этой услуги и ее преимущества перед стандартным кредитованием или приобретением с единовременной выплатой полной стоимости.
Долгая дорога к частному клиенту
Еще одна весьма привлекательная для лизинговых компаний аудитория - частные клиенты. Увы, в данном случае приходится вспомнить поговорку `Близок локоть, да не укусишь`.
- В законе о лизинге есть определенная странность. С одной стороны - формулировка, согласно которой лизинговыми услугами могут пользоваться как юридические, так и физические лица, с другой - в определении предмета лизинга говорится, что он подлежит обязательному коммерческому использованию. Фактически частное лицо, которое хочет приобрести чего-либо в лизинг, вынуждено для этого становиться предпринимателем, - рассуждает Станислав Ким.
На сегодня у лизинговых компаний имеются варианты схем, позволяющих частным лицам пользоваться благами лизинга. Один из вариантов - фирма приобретает тот же автомобиль для своего сотрудника: с одной стороны, машина куплена на компанию, с другой - ее стоимость работник погашает из своей зарплаты. На такой вариант, как говорят представители лизинговых компаний, соглашается все больше клиентов. У данной схемы есть и еще одно преимущество для работодателей: они получают дополнительный инструмент стимулирования сотрудников.
Фирма привлекает
Конкурентная борьба на рынке автолизинга усиливается с каждым годом. `Данную услугу готовы предоставить практически все. Это обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, тем, что предмет лизинга (автомобиль) относительно недорог, и финансовых возможностей даже небольших лизинговых компаний обычно достаточно.
Во-вторых, высокой ликвидностью на вторичном рынке автотранспорта, что позволяет лизингодателям более свободно оперировать таким понятием, как `залоговая стоимость`, - говорит директор петербургского филиала лизинговой компании `Центр-Капитал` Петр Ванюков.
Примечательно, что даже в такой ситуации на рынке по сей день остаются свободные ниши.
- В частности, это касается взаимоотношений с дилерами, - у лизинговых компаний есть возможности добиваться хороших условий для своих клиентов, в том числе корпоративных скидок и набора бонусных услуг, на которых многие автосалоны последнее время стараются экономить, - подчеркивает Станислав Ким.
Реальная проблема для большинства лизинговых компаний - специалисты. Экспертов до сих пор по-серьезному нигде не готовят. Единственная возможность научиться хоть чему-то - несколько двухнедельных курсов, где, по мнению руководителей компаний, не дают тех знаний, которые необходимы для нормальной работы. В то же время опасной текучки кадров между компаниями нет.
Практика показывает, что клиенты хранят лояльность скорее определенной фирме, а не конкретному менеджеру. Хотя роль личного общения в бизнесе весьма велика, переход сотрудника из одной компании в другую редко ведет к потере клиентской базы этого работника.
- Доля клиентов, сменивших лизинговую компанию вместе с менеджером, минимальна. Чтобы увести хотя бы часть клиентов, надо быть, как минимум, заместителем генерального директора. Большинство же понимает, что услуги предлагаются не конкретным человеком, а фирмой и что привычный стиль работы нетрудно потерять, - поясняет Станислав Ким. |