Каких только проектов не было в последние 15-20 лет! Но все лопались, как мыльные пузыри. И вот - Комитет государственной инспекции по охране памятников наметил проведение конкурса на реконструкцию уникального петербургского объекта.
Объект действительно уникален. В городе на Неве не осталось больше ни одного памятника промышленной архитектуры третьей четверти XVIII столетия, сохранившегося до нашего времени практически в первозданном виде. Тому способствовали обстоятельства.
Впервые на этом островке, возникшем еще при Петре I, были построены деревянные склады для хранения корабельного леса. Через четверть века Степан Чевакинский составил план, а Жан-Батист Валлен-Деламот спроектировал фасады трех складов корабельного леса на месте деревянных сараев и эллингов по периметру восточной и юго-восточной части острова. Вот эти фасады и вызывали в советское время восторг горожан и туристов, которым обязательно показывали арку Новой Голландии, но никогда не впускали на остров, занятый военными складами и штабом Ленинградской военно-морской базы.
Военное присутствие, как ни странно, и спасло все ценные постройки от позднейших вмешательств. У защитников Отечества не было лишних денег на внутренние реконструкции.
Теперь, когда из помещений выехали склады, обнажились стены, возведенные Валлен-Деламотом, и балки, появившиеся в начале позапрошлого века, когда складские корпуса приспосабливал под хранение строительных материалов первый петербургский архитектор (по месту рождения) Андриян Захаров. Все это будет, безусловно, сохранено, а на территории острова, по словам главного специалиста Андрея Сокольцова, прежде чем начнется реставрация, поработают археологи. Поскольку на историческом объекте есть много нетронутых мест, интересные находки времен императрицы Екатерины Алексеевны, а может даже и Анны Иоанновны, должны быть.
Реставрация, подчеркнула на пресс-конференции в агентстве `Росбалт` председатель КГИОП Вера Дементьева, станет возможной после того, как `будет обследована каждая балка`. Она отметила также, что исторический памятник будет очищен от поздних, не имеющих ценности, наслоений.
Многие объекты на острове, однако, предполагается снести. По словам В. Дементьевой, `все, что диссонирует с основным ансамблем`. А это значительная часть сооружений, расположенных вдоль Адмиралтейского канала. Но не спешите пугаться. В основном сносу подлежат малоценные постройки, принадлежавшие ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова: водонасосная станция, котельная с трубой, трансформаторная подстанция, два КПП, гаражи.
Единственное, что печалит: в так называемую зону компенсационного строительства, на которой расположены перечисленные сооружения, попадает бывшая мясосольная, в которой когда-то располагалась лаборатория Д. И. Менделеева.
На месте снесенных построек, которые действительно не имели никакой ценности, может быть возведена гостиница. Конечно, не гигантская, а небольшая, способная украсить остров со стороны Адмиралтейского канала, то есть именно ту часть, которая вызывала нарекания в эстетическом плане еще в XIX столетии.
Определен высотный регламент - не выше 23 метров. Подготовлены другие документы, за их рамки выходить строжайше запрещено. Объект ценнейший, а потому контроль за тем, что там произойдет в ближайшее время, будет неусыпным.
Остается только подождать объявления конкурса инвестиционных проектов и его результатов и надеяться на то, что неповторимый памятник промышленной архитектуры `Новая Голландия` станет настоящим ансамблем в одной из старейших частей Петербурга. |