Именно тогда Павловск, где собиралась публика без чинов и сословий послушать блестящего венского композитора и музыканта, превратился в первую русскую филармонию. Надо заметить, что еще до этих событий императрица Мария Федоровна в Павловске культивировала салонную камерную классическую музыку.
Здесь за 10 сезонов маэстро Штраус приобрел не только творческий капитал, но и финансовый, который лег в основу его дальнейшего финансового благополучия. Но были и потери. На концерте в Павловске музыкант встретил Ольгу Смирнитскую, русскую аристократку. Вспыхнувший роман не завершился браком. Родители категорически отказали музыканту, посчитав возможный брак неравным. Но осталась переписка влюбленных.
Центральным событием нынешнего фестиваля стала презентация книги на русском языке `Иоганн Штраус - Ольге Смирнитской. Письма любви` Томаса Айгнера. Письма были найдены недавно и опубликованы в Австрии. Теперь и русская публика может прочитать это эссе-монолог Иоганна Штрауса. На презентации исполнялись романсы Ольги Смирнитской, посвященные возлюбленному в исполнении солистки Мариинского театра Елены Миртовой.
Идея возрождения традиции музыкальных сезонов принадлежит арт-директору фестиваля Юлии Кантор. Промышленно-строительный банк (Санкт-Петербург) стал единственным спонсором проекта `Большой вальс`. `Мы спонсируем Филармонию, поддерживаем Мариинский и Александринский театры, - сказал начальник управления по связям с общественностью банка Иван Байлюк. - Но этот проект нам особенно дорог. И делить лавры нам не хотелось бы ни с кем`.
Фестиваль `Большой вальс` стал дипломантом ряда конкурсов: Всероссийского фестиваля `Интермузей-2003`, а также конкурсов в области связей с общественностью `РR-проба` и `Серебряный лучик`.
Всего в июле состоялось 11 концертов по числу летних сезонов, проведенных королем вальсов в Петербурге и его окрестностях. Они прошли в Эрмитажном театре и в Большом зале Петербургской филармонии, в Екатерининском дворце Царского Села и в Белом зале Петергофского дворца и, конечно, в Павильоне роз Павловска - тех местах, где выступал Штраус. В концертах фестиваля приняли участие знаменитые российские и зарубежные музыканты: оркестр Государственного Эрмитажа, солисты Мариинского театра, известный австрийский дирижер Кристиан Поллак, специалист по исполнению музыки Штрауса в особом венском стиле.
Неизвестно, в каком стиле дирижировал на открытии фестиваля московский маэстро Владимир Зива, но это было великолепно. Он смешал все жанры и стереотипы поведения. Веселя публику, он пританцовывал и бросал в зал реплики-комментарии. И звучала волшебная музыка Иоганна и Рихарда Штраусов!
Дирижер пленил зал артистизмом и непетербургским темпераментом. Маэстро Зиве удалось невозможное - возродить сам дух импровизации и праздника знаменитых штраусовских сезонов в Петербурге. Публика покидала Павильон роз, счастливо улыбаясь. |