Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Военмех не намерен терять лицо - ЭиВ N 27 (564)
ОБРАЗОВАНИЕ
Военмех не намерен терять лицо
No. 27 (564) 25.07.2005
Беседовал Владимир ХОЗИКОВ
В июне Балтийский государственный технический университет (Военмех) подписал договор о сотрудничестве с фирмой `ФЕСТО` - крупнейшей компанией Европы в области автоматики, робототехники и мехатроники. Компания инвестирует 500 тыс. евро в оснащение и методическое обеспечение лабораторий вуза. С нового учебного года Военмех совместно с `ФЕСТО` начнет реализацию международного проекта по подготовке инженеров-мехатроников. Это не единственный шаг, который делает вуз в сторону к гражданским и коммерческим технологиям. Вместе с тем, как считает ректор БГТУ Олег Ипатов, основной задачей для Военмеха по-прежнему должна быть подготовка кадров для оборонной промышленности
- Олег Сергеевич, как удалось БГТУ заключить такой крупный договор с немецкой фирмой?



- Наши контакты с фирмой `ФЕСТО` начались 8-10 лет назад. В Военмехе было учебное подразделение фирмы `ФЕСТО-Дидактик`, успешно сотрудничавшее с вузом. В нем, в частности, проходили практику наши студенты. С 1996 года, когда мы начали развивать систему дополнительного образования, здесь вели обучение по программе переподготовки специалистов-гидравликов. Наконец, `ФЕСТО-Дидактик` возглавлял наш выпускник. Так что у нашего партнерства давние истоки.

Первый крупный образовательный проект в России `ФЕСТО` реализовало в МГТУ имени Н. Э. Баумана, а затем - на базе Московского энергетического университета. Около двух лет назад руководство фирмы предложило создать в Военмехе центр, аналогичный московскому. В силу ряда обстоятельств переговоры мы провели лишь спустя год. Подписали протокол о намерениях, затем обсуждали разные варианты и в итоге пришли к соглашению.



- Ваше сотрудничество с компанией `ФЕСТО` вписывается в популярные нынче проекты создания вузовских технопарков? Насколько известно, в БГТУ когда-то уже была создана такая структура, правда, успеха она не имела.



- Да, Военмех был прародителем одного из первых в стране технопарков, история которого, к сожалению, закончилась бесславно. Однако тенденция развития высшего образования во всем мире связана с созданием университетских технопарков, точнее даже ИТ-парков, и мы намерены двигаться в этом направлении. Сейчас на территории нашего университета находится около десяти научно-технических фирм, в которых работают преподаватели, сотрудники, студенты.



- Речь идет о малых фирмах?



- Да, но они выполняют неплохой объем работ - примерно на 300 млн рублей в год. Наша задача - вовлекать их в образовательную деятельность через организацию технопарка. Кстати, с фирмой `ФЕСТО` ситуация несколько иная: мы совместно создали новую структуру, учебный центр в составе университета, так что нет необходимости включать его еще и в технопарк.



- Составляют ли сегодня доходы от инновационной деятельности сколько-нибудь ощутимую долю в бюджете Военмеха?



- Я бы не сказал. В целом на каждый бюджетный рубль мы зарабатываем копеек сорок. При этом наибольшие поступления - от контрактного обучения. Количество научно-технических работ за последние 15 лет сократилось. Судите сами: на момент распада Союза у нас было более 700 научных сотрудников, выполнявших в основном работы оборонного значения. В советское время мы нередко отказывались от заказов, поскольку голов и рук не хватало. Затем, когда ВПК попал в затяжной кризис, у нас возникла достаточно острая ситуация с устройством людей, работавших в научно-исследовательской части. Выжить смогли только наиболее развитые направления, и сегодня их будущее во многом зависит от того, насколько быстро наша `оборонка` встанет на ноги.

Раз уж мы заговорили о внебюджетных доходах, хочу подчеркнуть, что Военмеху в этом вопросе труднее, чем большинству российских вузов. Во-первых, наши возможности привлекать студентов на контрактное обучение ограничены в силу специфики вуза. Основные специальности - оборонные, их получают 70% студентов, а возможность готовить по ним иностранцев, в том числе граждан стран СНГ, практически закрыта.

Во-вторых, мы, наряду с Московским авиационным институтом, до сих пор находимся под санкциями Госдепартамента США, наложенными после международного скандала вокруг обучения иранских студентов. С одной стороны, нам это прямого ущерба не наносит, с другой, когда необходимо пройти те или иные согласования в Москве, имидж нарушителя мешает решить некоторые вопросы.

В-третьих, что естественно, оборонные специальности не пользуются такой же популярностью, как экономика или юриспруденция. Правда, даже при этом в последние годы мы, при 900 бюджетных студентах-первокурсниках, регулярно ведем прием примерно 700 человек на коммерческой основе. Качество нашей подготовки известно: в свое время Военмех был одним из трех ленинградских вузов, напрямую подчинявшихся Министерству образования СССР.

В-четвертых, за время обучения идет очень большой отсев. В Военмехе всегда было учиться непросто, и мы стараемся сохранить высокий уровень требований. А уходят студенты - уходят и деньги.

И все-таки вопрос о внебюджетном финансировании вуза сегодня можно решить, скорее, с помощью предприятий-потребителей кадров. У нас сейчас есть около 2200 заявок на молодых специалистов при ежегодном выпуске 700-750 человек.



- Но работать с предприятиями на взаимовыгодной основе пока не получается?



- Да. Основная проблема - нет системы закрепления кадров. Если бы на государственном уровне был решен вопрос о распределении студентов, обучающихся за счет бюджета, многие проблемы были бы сняты. А сейчас мы фактически не можем работать с предприятиями, поскольку каждый выпускник волен сам выбирать, куда идти. Мы можем только уговаривать. А в условиях, когда коммерческие фирмы проявляют все больший интерес к выпускникам престижных вузов, оборонные компании будут заведомо в проигрыше.

В этом, кстати, я считаю, основная проблема реформы образования. Государство должно решить кадровую проблему для основных системообразующих предприятий, к которым, естественно, относятся и оборонные. Советский научно-технический задел мы уже практически исчерпали, а конкуренты из других стран не стоят на месте.

Я недавно побывал в Ле-Бурже, где показывают лучшую авиатехнику. Да, пока наши самолеты марки `Су` остаются непревзойденными, но это разработки двадцатилетней давности. Да, пока европейцы выставили только макет своего перспективного самолета, и пройдет еще много лет, прежде чем он поднимется в воздух, но уже сейчас понятно, что это будет новое слово в аэродинамике. Потому нам надо обеспечить приток новых людей и идей в государственную оборонную промышленность.



- То есть речь идет о контрактах на бюджетное обучение.



- А иного выхода нет. Без такого контракта ни вуз не может направить выпускника, отучившегося за государственный счет, на конкретное предприятие, ни это предприятие не имеет возможности удержать его.



- Планируете ли вы увеличить доходы от инновационной деятельности?



- Конечно, планируем. Только есть одна сложность: сегодня вузы являются учреждениями, а не организациями, что существенно ограничивает наши возможности распоряжаться заработанными деньгами. Эти средства поступают в федеральное казначейство и считаются дополнительными доходами государственного бюджета.



- А оттуда их потом сложно получить?



- Так и есть. Бюрократическая процедура очень сложна, что сковывает коммерческую деятельность вуза. Правда, это стимулирует создание университетских технопарков. Хотя и здесь все не так просто: вуз не может взять и переложить свои накладные расходы на инновационные фирмы, поскольку они тут же станут неконкурентоспособными. Нужны новые решения.



- Будете ли вы сокращать подготовку по оборонным специальностям и одновременно увеличивать долю гражданских?



- Мы по этому пути идем, открывая специальности общего профиля, например `информационные системы и технологии`: эти знания пригодятся и бухгалтеру обычных предприятий, и работнику оборонных. Еще одна новая специальность - `приборы и средства лучевой энергетики` - это все, что связано с солнечной энергетикой, где тоже есть и военный, и гражданский аспекты.

Хотя `размывать` свою специфику мы не намерены и готовить юристов или, к примеру, медиков, не собираемся. У каждого вуза должно быть свое лицо. Нам едва ли стоит пытаться стать вторым `Политехом`, вузом, готовящим инженеров широкого профиля. Наше `лицо`, я считаю, было, есть и должно оставаться оборонным. До сих пор 70% наших выпускников - это специалисты в области военных технологий. И так должно оставаться.
Другие материалы рубрики
ОБРАЗОВАНИЕ
11.02.08Затраты на подготовку кадров растут
11.02.08В `Сколково` подвели итоги
17.09.07Законодательную базу реформы нужно укреплять
17.09.07Магистры должны возвращаться
20.08.0718 российских вузов ждут латышей
20.08.07Они станут первыми
20.08.07`Двухуровневая система образования необходима...`
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru