Вологодские власти уже проявили первые признаки нервозности в связи с появлением новой редакции закона `О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции`. Правда, местная традиция по части `одобрямса` вроде бы соблюдена. Начальник департамента сельского хозяйства области Николай Всеволодов сказал даже, что давно лелеет мечту о госмонополии на водку. А вот начальник финансового управления областного департамента продовольственных ресурсов Елена Ромашова предложила вообще прекратить разговоры и подождать, когда закон подпишет президент
Отдадим должное дипломатичности Елены Ромашовой, но именно на заседании этого департамента в ходе обсуждения итогов работы в первом квартале акцизным складам было настоятельно рекомендовано снизить объем привозного товара до 15%.
Странно! Из спиртного в Вологодской области производят лишь водку да настойки с наливками. Ограничивая продажу привозного алкоголя, чиновники тем самым наносят удар по торговле коньяками, шампанским, виноградными винами и другой продукцией, доля которой в обороте спиртосодержащих товаров по стране в целом составляет около 50%.
И уж совсем непонятно, почему, собственно, жители области должны непременно покупать только вологодскую водку? А если, скажем, водка архангельская или ярославская дешевле и качественней?! Ведь только потребители определяют, какую продукцию покупать. Однако управленцы почему-то решают это за них.
Рекомендации акцизным складам сопровождаются публикациями ангажированных СМИ, где бьют тревогу о неуклонном сокращении продукции вологодских ликероводочных заводов на местном рынке. Никто профессионального анализа не делал. Но стрелы бьют в цель. Одновременно, словно по взмаху дирижерской палочки, развернулась фронтальная атака на оптовиков, которые якобы чинят козни `нашим производителям`. В этой обстановке свои `броневики` с запасных позиций выводят неувядаемые борцы с алкогольным местничеством.
- Создается впечатление, что чиновники запамятовали о той статье Конституции, где прописано единое экономическое пространство в стране, - говорит заместитель руководителя управления федеральной антимонопольной службы по Вологодской области Вячеслав Хлевчук. - С помощью акцизных складов и региональных марок они сражаются с привозным товаром. Формально это объясняется борьбой с паленой водкой, на самом же деле жестко контролируется рынок, откуда вытесняются неугодные компании.
Вячеслав Хлевчук знает, о чем говорит. Все еще легенды ходят, как некоторое время назад он сражался с алкогольными `импровизациями` вологодского начальства. Борьба сопровождалась обильным компроматом и загадочными событиями, на которые до сих пор, кстати, не пролит свет. В том числе и на факт ночного проникновения в кабинет Хлевчука, причем в охраняемом здании.
Точку в споре антимонопольщика с властью поставил тогда Верховный суд РФ, отменивший постановление губернатора о введении `Идентификационного знака Вологодской области`, без которого никакая алкогольная продукция не могла быть реализована.
Региональная марка хотя бы в Налоговом кодексе прописана. А идентификационный знак был вообще с потолка взят. Но цель у наклеек одна - контроль за рынком. Потому ликвидация местных марок вкупе с акцизными складами будет означать серьезный подрыв вологодского алкогольного сепаратизма, с чем власть вряд ли захочет смириться, ибо, кроме всего прочего, она является еще и учредителем производств водки и спиртосодержащих товаров.
Например, на одном из крупнейших ликероводочных заводов региона ОАО `Вагрон` есть доля ФГУП `Росспиртпром`, области и Вологды (всего 51%). А в новом законе записано, что все участники рынка должны пройти обязательное лицензирование. Производители водки, у которых финансовое положение тяжелое, могут остаться без лицензий. Это, между прочим, дамоклов меч, зависший и над тем же `Вагроном`, который, не переставая, лихорадит, а значит, и над его собственниками. Не здесь ли сокрыт подлинный смысл страстей в связи с будто бы сокращением доли местной водки на вологодском рынке?
- Есть все основания полагать, что в этих условиях властные структуры будут всеми силами держаться за региональные знаки, которые позволяют им неформально влиять на алкогольный рынок и защищать собственные интересы, - утверждает Вячеслав Хлевчук, давая понять, что вся борьба еще впереди.
|