Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Госдума настояла: полуреформам дали ход - ЭиВ N 27 (564)
ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО
Госдума настояла: полуреформам дали ход
No. 27 (564) 25.07.2005
Владимир АЛЕКСАНДРОВ
Перед уходом на парламентские каникулы депутаты ЗС Ленобласти за один день успели провести сразу два заседания. Ударными темпами рассматривались законопроекты об изменениях в бюджетном процессе, о фондах финансовой поддержки муниципальных образований и другие документы, регулирующие реформу местного самоуправления. Ведь до муниципальных выборов, которые пройдут в области 9 октября, осталось мало времени
Не обошли областные законодатели стороной и поправки в ряд статей федерального закона о принципах организации местного самоуправления, принятые недавно в первом чтении Госдумой.

О том, что технический прогресс невозможен без полупроводников, знает каждый школьник. А о том, что самоуправление может развиваться на основе полуреформ, многие только начинают догадываться. Нас с детства приучали к важной мысли, что закон обязателен для исполнения всеми и каждым. Однако теперь иные законотворцы пытаются внушить нам нечто прямо противоположное. Об этом свидетельствуют изменения, которые депутаты Госдумы РФ собираются осенью внести в статьи 83, 84 и 85 Федерального закона N 131. В соответствии с ними субъекты РФ получат право сами выбирать сроки реализации муниципальной реформы вплоть до 1 января 2009 года.



Интересы территорий разойдутся



К чему это, на мой взгляд, приведет? Как известно, в любом российском регионе есть и преуспевающие, и достаточно бедные территории. В Ленобласти в 2004 году бюджетная обеспеченность в расчете на одного жителя составляла в среднем 10,1 тыс. руб. В то же время реальные параметры ее колебались от 7,2 тыс. руб. в Колтушской волости до 43,8 тыс. руб. на человека в Ивангороде.

Лишь гибкая система межбюджетных отношений в Ленобласти, эффективный механизм финансовой помощи с учетом реального достатка каждой территории позволили в конечном счете примерно уравнять финансовые возможности разных муниципальных образований.

А что может получиться теперь при принятии половинчатых думских решений? После выборов, которые необходимо провести для обеспечения легитимности новой власти на местах, интересы многих поселений наверняка резко разойдутся. Там, где высока кадастровая оценка земли, есть муниципальная недвижимость, развитое дорожное хозяйство, стабильные источники налоговых поступлений, власти захотят жить по принципам реформы МСУ. В свою очередь, дотационные территории будут настойчиво цепляться за прежнюю систему межбюджетных отношений.

Как быть субъекту РФ? Какое решение ни прими, все равно оно не всех устроит. Если же пойти навстречу и богатым, и бедным муниципальным образованиям, то это приведет к разрушению четко отработанной схемы межбюджетных отношений. Явно неуклюжей окажется попытка сбалансировать бюджеты с разными уровнями бюджетных обязательств и принципами формирования доходов.

Откладывать на один, два, три года реформу - тоже не выход. Госдуме не раз предлагали с мест начать преобразования в сфере местного самоуправления с 2007 года. Тогда бы все можно было успеть: и полномочия, и деньги, и собственность разделить. Разумные предложения услышаны не были. А теперь, когда уже де-факто запущены избирательные кампании, когда выборы новой власти должны состояться, Дума вдруг предлагает субъектам: а вы там сами с реформой на местах разбирайтесь.

А для чего нужны новые власти без новых полномочий с необходимостью формирования собственных структур управления, аппарата, финансовых служб? Это же удар по всей административной реформе!



Бюджет - не для распыления средств



Нелишне напомнить также, что президент России в июле на встрече с министрами Правительства РФ и руководителями федеральных органов законодательной власти подчеркнул: бюджет-2006 не должен быть бюджетом разбазаривания. Полагаю, это напрямую относится не только к главному финансовому документу страны, но и к бюджетам субъектов РФ.

Вся реформа задумывалась для того, чтобы разграничить бюджетные полномочия различных органов власти. С этой целью, не избежав, кстати, существенных просчетов, центр с изрядной поспешностью принял и реализовал Федеральный закон N 122 о передаче значительной части своих социальных обязательств в регионы. Нередко, например, как в случае передачи Ленобласти 47 профучилищ, соответствующие полномочия не подкреплялись необходимыми финансовыми ресурсами, что увеличило бюджетное бремя регионов.

Теперь, в свою очередь, происходит перераспределение полномочий между уровнями власти в субъектах Федерации. Чтобы областной бюджет получил, наконец, возможность не распылять деньги по мелочам, сосредоточил усилия на выполнении масштабных, прежде всего целевых, программ социальной ориентации, его надо освободить от латания крыш, мостовых, ремонта бань и тому подобных расходов, возлагаемых на новые органы МСУ. Их бюджетные `поля` - территории поселков, деревень и городов. Их задача - оказывать качественные бюджетные услуги местным жителям.

Прерогатива областной власти - стратегия развития всей территории, укрепление ее экономики и финансов, привлечение крупных инвестиций, наращивание промышленного потенциала, производства необходимых товаров, повышение уровня их конкурентоспособности.



С Госдумы взятки будут гладки



Полуреформа дает нам право сказать, что реформа началась, но по сути ничего не реформировать в ближайшие три года. Кроме того, перенос сроков перехода к реформе МСУ до начала 2009 года позволяет той же Госдуме уйти от ответственности за ее результаты. Понятно, что через 3 года, то есть после федеральных выборов, с нового состава Госдумы и взятки будут гладки.

Не знаю, какие решения возобладают в российских субъектах. Что же касается Ленобласти, то ряд важнейших законов, обеспечивающих ход реформы МСУ, в ней уже принят. Как на бюджетном уровне, так и в сфере разграничения полномочий по отраслям. Работа проделана огромная, хотя, конечно, не вся собственность, не все полномочия еще разграничены окончательно. И времени на это практически не остается: к сентябрю проект областного бюджета должен быть вынесен на суд правительства, а затем передан в ЗС.

Для субъекта РФ наступает момент истины: в сложных условиях взяться за капитальное реформирование бюджетного процесса или ступить на протаптываемую Госдумой тропу полуреформ? Впрочем, возможен еще один поворот событий: своего окончательного вердикта по поводу поправок в Федеральный закон N 131 пока не вынесли ни Совет Федерации, ни гарант Конституции РФ.

Другие материалы рубрики
ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО
26.07.21Для кого этот город?
Петербург переживает не лучшие времена. Мы еще не можем полноценно говорить о том, что вступили в посткарантийный период, городской бюджет не оправился от последствий введения ограничительных мер по COVID-19, не преодолели их ни бизнес, ни сами люди. На этом фоне в городе один за другим вспыхивают скандалы. И общий градус недовольства жителей постоянно растет.
27.04.17Кировский завод посетил Геннадий Зюганов
Председатель ЦК Компартии России, руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе РФ Геннадий Зюганов 26 апреля с группой депутатов в рамках рабочего визита в Санкт-Петербург посетил Кировский завод.
09.02.17Сергей Миронов считает абсурдной идею слияния крупнейших библиотек Москвы и Петербурга
Председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель парламентской фракции "СР" Сергей Миронов подверг сегодня жесткой критике идею объединения крупнейших библиотек двух столиц – Российской государственной библиотеки в Москве и Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге.
03.02.17Сергей Миронов подверг критике пенсионную политику правительства
Председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель парламентской фракции "СР" Сергей Миронов сегодня на брифинге в Санкт-Петербурге подверг критике решения правительства в пенсионной сфере. В частности, единовременная выплата в 5 000 рублей не способна заменить полноценную индексацию пенсий, уверен лидер СР.
03.02.17Сергей Миронов напомнил, что он петербуржец
Председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель парламентской фракции "СР" Сергей Миронов в ходе рабочего визита в Санкт-Петербург провел вчера серию встреч с жителями города и ответил на вопросы журналистов.
25.01.17Сергей Миронов: СР предлагает расширить использование средств дорожных фондов
Думская фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" планирует инициировать поправку в Бюджетный кодекс об использовании средств дорожных фондов на строительство дорог к школам и поликлиникам. Об этом руководитель фракции Сергей Миронов сообщил сегодня парламентским журналистам.
15.03.10Ремонт, которого не было
В Калининграде возбуждено уголовное дело по факту нецелевого использования средств из областного бюджета
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru