Этим летом в Петербурге должна появиться новая программа развития туризма, которую сейчас, как известно, готовят в стенах городской администрации. Этого события профессиональные участники рынка давно ждут, так как хотят знать, в каком направлении вести свой бизнес, чтобы город не продолжал терять потенциальных туристов
Празднование 300-летия Петербурга заметно увеличили интерес к городу во всем мире. Однако в полной мере удовлетворить его мы не можем. В красивой упаковке оказался не совсем качественный для требовательных зарубежных туристов продукт. В результате вместо роста произошло падение объемов въездного туризма, особенно резкое - в начале сезона 2005 года.
Подсчеты показывают, что пока больше
3 млн туристов в год город принять не сможет. А хочется больше, тем более что западные эксперты сообщают, что потенциальный интерес к Петербургу в мире проявляют 30 млн человек (по данным ЮНЕСКО).
Между тем, как считает директор Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев, сегодняшняя конъюнктура рынка благоприятна для привлечения туристов в Петербург. Однако после юбилея городу нужно было сделать следующий шаг - провести массивную рекламную кампанию своего турпродукта. Этого не произошло в силу многих причин, среди которых -прекращение бюджетного финансирования, непостоянство в управлении городской туротраслью.
Этой заминкой воспользовались наши ближайшие соседи Таллин и Рига, которые стали активно продвигать на мировом рынке свои туруслуги, предлагая при этом приемлемые цены.
Не на пользу отрасли пошло удорожание приема туристов в Петербурге, которое, как считают эксперты, не было экономически
оправданным. Исходя из возросшего интереса к городу, многие предприятия туриндустрии захотели побольше заработать и подняли цены на проживание в гостиницах, на посещение музеев, на трансфер. В итоге за последние два года услуги для туристов подорожали на 20%. Кроме того, некорректный перевод стоимости обслуживания с долларов на евро (1 доллар = 1 евро) привел к дополнительному повышению цен еще на 25%.
Получилось, что при богатейшем потенциале Петербург стал уступать таким конкурентам, как Хельсинки, Стокгольм, Рига, Таллин, которые оказались энергичнее и последовательнее в привлечении туристов. Положение осложняется еще и достаточно непростой процедурой получения российской визы.
У города нет продуманной рекламной стратегии по привлечению туристов. Основное бремя затрат на рекламу несут предприятия, которые продвигают свои конкретные турпродукты. Между тем общемировая практика такова, что в туристически привлекательных регионах всегда присутствует паритетное финансирование рекламной кампании. Та же Турция из госбюджета на свою рекламу в России тратит $5 млн.
Однако интерес к городу не ослабевает. Как рассказал Сергей Корнеев, в последние два года перед началом туристского сезона турфирмы и гостиницы города получают информационные запросы даже тех крупнейших мировых туристских компаний (таких как TUI и Nekerman), которые раньше вообще не рассматривали Россию как перспективное направление работы на рынке.
И все же сочетание нескольких факторов (услуги подорожали, конкуренты активизировались, бюджетная поддержка отрасли прекратилась) привело к тому, что в начале 2005 года произошел спад сначала бронирования мест в гостиницах, а затем и туристских поездок в город на Неве. Провал произошел в так называемом сегменте белых ночей - в эту пору в Петербург обычно приезжали пожилые интуристы, стремящиеся познакомиться с культурным наследием мира.
Сергей Корнеев считает, что если бы повышения цен не произошло, то за 2-3 года можно было бы сформировать новый туристский поток в Петербург из представителей среднего класса. Нельзя недооценивать, по его мнению, и огромный ресурс российских туристов, которые, кстати, готовы приезжать в Петербург в любое время года. Но для них пока нет оптимальных условий из-за нехватки гостиничных мест в отелях уровня трех звезд. Эту нишу уже начали заполнять мини-отели, которых за последнее время в городе открылось 350. Еще 150 отелей находятся в процессе строительства. По неофициальным данным, для приезжающих посмотреть город летом сдается в аренду (в основном нелегально) около 10 тыс. квартир.
Кардинальной мерой, которая придаст развитию туризма в городе осмысленный характер, должна стать утвержденная городским правительством программа. В ее основу, как известно, ляжет исследование консультантов из Бостона, а также те предложения, которые подготовили специалисты Российского союза туриндустрии. Этот документ, возможно, решит одну из главных на сегодня задач - государственного прогнозирования и планирования, на основе которых турбизнес будет принимать экономически и политически правильные решения.
|