Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Франчайзинг сулит рай для потребителя - ЭиВ N 26 (563)
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
Франчайзинг сулит рай для потребителя
No. 26 (563) 18.07.2005
Марина КОРАБЛЕВА
Пока франчайзинг для рядовых потребителей - скорее экзотика, чем хорошо знакомый вид бизнеса. Однако число предприятий, работающих в Петербурге по франчайзингу, растет. Особенно благодатной стала для него сфера торговли



Фаст-фуды наступают

Наиболее быстро в Петербурге франчайзинг развивается в области так называемого фаст-фуда (точек быстрого питания). Они пользуются у горожан достаточно большой популярностью.

Во-первых, занятые люди в обеденный перерыв могут в кафе подобного типа быстро и относительно недорого перекусить. А во-вторых, и это главное, здесь, как правило, можно рассчитывать на достаточно высокое качество питания и предлагаемых услуг, потому что вся суть организационной системы состоит в том, чтобы франчайзинговые сети, что называется, `держали марку`.

Например, франчайзинговой компании `Соло`, которая за два года открыла в Петербурге 17 торговых точек под названием `Чайная ложка`, а до конца 2005 года собирается довести число аналогичных заведений до 30, было бы крайне невыгодно, если бы о них в городе шла дурная слава. Потому компания имеет даже не отдел, а департамент качества. Контроль обслуживания посетителей чайных здесь очень строг. Он предусматривает доскональные проверки выполнения инструкции головной компании (в ней около 80 пунктов).

Компания `Соло` одной из первых в России внедрила эффективный способ контроля, практикуемый западными фирмами. Он именуется Mуstery Shopping или `тайная покупка`. Суть его в том, что головная компания нанимает сторонних лиц, прошедших предварительные консультации, которые приходят в чайную под видом обычных покупателей. Результаты обслуживания доводятся до сведения головной компании, которая при серьезных нарушениях может пойти на крайнюю меру - лишить лицензии содержателя торговой точки. Однако главный принцип `доверяй, но проверяй` зиждется не на карательном, а на конструктивном подходе.

Следует отметить, что компания-франчайзор не всегда способна уследить за добросовестностью обслуживания покупателей теми фирмами, которые купили право на содержание торговой точки. Зачастую это происходит, когда хозяева открывают по франчайзингу не кафе, а небольшие уличные ларьки. Вложив в этом случае примерно в 10 раз меньше средств, они, соответственно, менее дорожат и своей репутацией, и даже тем, что могут потерять свое дело при некачественном обслуживании покупателей.

Этим обстоятельством удручен обладатель другой петербургской франчайзинговой структуры `Теремок-Русские блины` - Виталий Свидовский. Кроме того, по его мнению, российское законодательство пока не имеет инструментов эффективного влияния на тех, кто купил франшизу.

Сегодня петербургский рынок предприятий быстрого питания пополняется и заведениями гораздо более высокого ранга, чем ларьки и кафетерии: это рестораны быстрого обслуживания. В 2005 году по методу франчайзинга в городе на Неве открывается сеть ресторанов `Ростик,с`, имеющая 54 предприятия в разных городах России (входит в холдинг `Росинтер Ресторантс`).

В Петербурге уже открыто и несколько ресторанов Sbarro. Они станут составной частью сети, формируемой компанией `Бразерс и Ко`.

Франчайзинг как способ ведения бизнеса, несомненно, интересен не только рядовому потребителю, но и мелкому, и среднему предпринимателю, который хочет открыть свое дело. Подписав с головной компанией договор на право владения торговой маркой и заплатив лицензионное вознаграждение, он, имея сравнительно небольшой стартовый капитал и иногда слабое представление о том, что ему предстоит делать, всего за пару месяцев познает с помощью франчайзора все азы производства. Именно поэтому франчайзинговые сети растут, как грибы.

В США, например, каждый четвертый доллар зарабатывается методом франчайзинга. Нам, конечно, до этого еще далеко, но, как отметил на конференции `Франчайзинг в России` президент Российской академии малого предпринимательства Александр Иоффе, этот способ уже сегодня может служить своеобразной защитой для малого бизнеса.



Мини-магазины в гипермаркетах

Еще одной эффективной сферой применения франчайзинга в Петербурге стала торговля промтоварами. Характерно появление мобильных магазинов в крупных торговых комплексах, поскольку маркетинговыми исследованиями доказано, что именно им отдают предпочтение более 60% петербуржцев. На эту заинтересованность делают ставки компании-франчайзоры, которые в 2005-2006 гг. намерены удвоить число таких торговых площадей.

В таком формате существуют, например, четыре магазина Intersport в Петербурге: в Кировском универмаге, Гостином дворе, центре `Гулливер`, универмаге Нарвский. Они развиваются по франчайзинговой системе компании `Intersport - Россия`. Как отмечает директор компании `Торэкс`, которая является в Петербурге мастером франшизы, Игорь Мальтинский, сеть была создана всего за 1,5 месяца. Высокая скорость открытия точек была во многом предопределена именно сотрудничеством с торговыми центрами.

Для покупателей франчайзинговые мобильные магазины могут представлять интерес тем, что они, как правило, открываются под эгидой известных фирм-франчайзоров. И потому товары в них поставляют от мировых производителей, что защищает потребителя от подделок. Финансовая раскрутка магазина с товаром, например на $1 млн, - дело непростое, хотя часть оплаты за него будет идти в рассрочку. И тем не менее И. Мальтинский уверен, что одна торговая точка может окупиться за 1,5 - 2 года. Магазины, находящиеся в торговых комплексах, окупаются значительно быстрее, отметил он, вследствие большой посещаемости и меньших затрат на оформление.

Корпорация Sela, имеющая франчайзинговую сеть из 347 торговых предприятий с оборотом свыше $80 млн, также ставит перед собой задачу открыть мобильные магазины в торговых комплексах. Всего в Петербурге, по данным начальника отдела маркетинга петербургского представительства Sela Вячеслава Добрина, открыто 19 торговых точек. Одна из наиболее эффективных - магазин площадью 300 кв. м в гипермаркете `Гулливер`.



Франчайзоры тоже плачут

Но развитие франчайзинга в Петербурге далеко не всегда приводит к успеху. Одна из причин - высокие ставки за аренду площадей. С этой проблемой столкнулась, например фирма-франчайзор `Пальмира-Петербург`, поставляющая обувь `Монарх`. По словам ее генерального директора Валерия Кецко, фирма открыла в Петербурге 17 собственных магазинов, а вот франчайзинговых точек за два года - только четыре. Фирма пытается заинтересовать будущих партнеров по франчайзингу тем, что они могут предоставлять на сумму стартового капитала залог недвижимого имущества, но не каждый идет на это.

Многое зависит и от того, в какой области применяются франчайзинговые сети. Например, предоставление программного обеспечения не нашло спроса, на который надеялся руководитель фирмы `Вектор` Алексей Логинов, когда открывал ее по методу франчайзинга, партнерствуя с головной компанией `1С`. К тому же развитие франчайзинга в городе не всегда происходит в цивилизованных рамках. Одно из основных правил франчайзинга - распределять идентичные точки, где представлена одинаковая продукция, в разных районах, чтобы они не становились конкурентами, - выполняется не всегда.

Сейчас в Петербурге франчайзинговые предприятия действуют еще в сферах фотоуслуг (ООО `Кодак`), лечения (медцентры `АМД лаборатории`), дизайна и производства одежды (ООО `Эптон`) и других. Насколько перспективно для потребителей это начинание - покажет будущее.
Другие материалы рубрики
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
29.12.08Презент тому, у кого все есть
Деловому партнеру лучше подарить что-нибудь бесполезное...
29.12.08Новогодний дисконт
29.12.08Крепкие поправки к прошлогодним традициям
Впервые за последние годы россияне стали меньше употреблять крепких алкогольных напитков
29.12.08В сетях неплатежей
29.12.08«Карманный» друг в подарок
29.12.08Панельные горизонты
Каким будет компьютер ближайшего будущего? Большинство экспертов сходятся в одном: скорее всего – сенсорная панель
29.12.08«Хоббиты» среди ноутбуков
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru