Пока франчайзинг для рядовых потребителей - скорее экзотика, чем хорошо знакомый вид бизнеса. Однако число предприятий, работающих в Петербурге по франчайзингу, растет. Особенно благодатной стала для него сфера торговли
Фаст-фуды наступают
Наиболее быстро в Петербурге франчайзинг развивается в области так называемого фаст-фуда (точек быстрого питания). Они пользуются у горожан достаточно большой популярностью.
Во-первых, занятые люди в обеденный перерыв могут в кафе подобного типа быстро и относительно недорого перекусить. А во-вторых, и это главное, здесь, как правило, можно рассчитывать на достаточно высокое качество питания и предлагаемых услуг, потому что вся суть организационной системы состоит в том, чтобы франчайзинговые сети, что называется, `держали марку`.
Например, франчайзинговой компании `Соло`, которая за два года открыла в Петербурге 17 торговых точек под названием `Чайная ложка`, а до конца 2005 года собирается довести число аналогичных заведений до 30, было бы крайне невыгодно, если бы о них в городе шла дурная слава. Потому компания имеет даже не отдел, а департамент качества. Контроль обслуживания посетителей чайных здесь очень строг. Он предусматривает доскональные проверки выполнения инструкции головной компании (в ней около 80 пунктов).
Компания `Соло` одной из первых в России внедрила эффективный способ контроля, практикуемый западными фирмами. Он именуется Mуstery Shopping или `тайная покупка`. Суть его в том, что головная компания нанимает сторонних лиц, прошедших предварительные консультации, которые приходят в чайную под видом обычных покупателей. Результаты обслуживания доводятся до сведения головной компании, которая при серьезных нарушениях может пойти на крайнюю меру - лишить лицензии содержателя торговой точки. Однако главный принцип `доверяй, но проверяй` зиждется не на карательном, а на конструктивном подходе.
Следует отметить, что компания-франчайзор не всегда способна уследить за добросовестностью обслуживания покупателей теми фирмами, которые купили право на содержание торговой точки. Зачастую это происходит, когда хозяева открывают по франчайзингу не кафе, а небольшие уличные ларьки. Вложив в этом случае примерно в 10 раз меньше средств, они, соответственно, менее дорожат и своей репутацией, и даже тем, что могут потерять свое дело при некачественном обслуживании покупателей.
Этим обстоятельством удручен обладатель другой петербургской франчайзинговой структуры `Теремок-Русские блины` - Виталий Свидовский. Кроме того, по его мнению, российское законодательство пока не имеет инструментов эффективного влияния на тех, кто купил франшизу.
Сегодня петербургский рынок предприятий быстрого питания пополняется и заведениями гораздо более высокого ранга, чем ларьки и кафетерии: это рестораны быстрого обслуживания. В 2005 году по методу франчайзинга в городе на Неве открывается сеть ресторанов `Ростик,с`, имеющая 54 предприятия в разных городах России (входит в холдинг `Росинтер Ресторантс`).
В Петербурге уже открыто и несколько ресторанов Sbarro. Они станут составной частью сети, формируемой компанией `Бразерс и Ко`.
Франчайзинг как способ ведения бизнеса, несомненно, интересен не только рядовому потребителю, но и мелкому, и среднему предпринимателю, который хочет открыть свое дело. Подписав с головной компанией договор на право владения торговой маркой и заплатив лицензионное вознаграждение, он, имея сравнительно небольшой стартовый капитал и иногда слабое представление о том, что ему предстоит делать, всего за пару месяцев познает с помощью франчайзора все азы производства. Именно поэтому франчайзинговые сети растут, как грибы.
В США, например, каждый четвертый доллар зарабатывается методом франчайзинга. Нам, конечно, до этого еще далеко, но, как отметил на конференции `Франчайзинг в России` президент Российской академии малого предпринимательства Александр Иоффе, этот способ уже сегодня может служить своеобразной защитой для малого бизнеса.
Мини-магазины в гипермаркетах
Еще одной эффективной сферой применения франчайзинга в Петербурге стала торговля промтоварами. Характерно появление мобильных магазинов в крупных торговых комплексах, поскольку маркетинговыми исследованиями доказано, что именно им отдают предпочтение более 60% петербуржцев. На эту заинтересованность делают ставки компании-франчайзоры, которые в 2005-2006 гг. намерены удвоить число таких торговых площадей.
В таком формате существуют, например, четыре магазина Intersport в Петербурге: в Кировском универмаге, Гостином дворе, центре `Гулливер`, универмаге Нарвский. Они развиваются по франчайзинговой системе компании `Intersport - Россия`. Как отмечает директор компании `Торэкс`, которая является в Петербурге мастером франшизы, Игорь Мальтинский, сеть была создана всего за 1,5 месяца. Высокая скорость открытия точек была во многом предопределена именно сотрудничеством с торговыми центрами.
Для покупателей франчайзинговые мобильные магазины могут представлять интерес тем, что они, как правило, открываются под эгидой известных фирм-франчайзоров. И потому товары в них поставляют от мировых производителей, что защищает потребителя от подделок. Финансовая раскрутка магазина с товаром, например на $1 млн, - дело непростое, хотя часть оплаты за него будет идти в рассрочку. И тем не менее И. Мальтинский уверен, что одна торговая точка может окупиться за 1,5 - 2 года. Магазины, находящиеся в торговых комплексах, окупаются значительно быстрее, отметил он, вследствие большой посещаемости и меньших затрат на оформление.
Корпорация Sela, имеющая франчайзинговую сеть из 347 торговых предприятий с оборотом свыше $80 млн, также ставит перед собой задачу открыть мобильные магазины в торговых комплексах. Всего в Петербурге, по данным начальника отдела маркетинга петербургского представительства Sela Вячеслава Добрина, открыто 19 торговых точек. Одна из наиболее эффективных - магазин площадью 300 кв. м в гипермаркете `Гулливер`.
Франчайзоры тоже плачут
Но развитие франчайзинга в Петербурге далеко не всегда приводит к успеху. Одна из причин - высокие ставки за аренду площадей. С этой проблемой столкнулась, например фирма-франчайзор `Пальмира-Петербург`, поставляющая обувь `Монарх`. По словам ее генерального директора Валерия Кецко, фирма открыла в Петербурге 17 собственных магазинов, а вот франчайзинговых точек за два года - только четыре. Фирма пытается заинтересовать будущих партнеров по франчайзингу тем, что они могут предоставлять на сумму стартового капитала залог недвижимого имущества, но не каждый идет на это.
Многое зависит и от того, в какой области применяются франчайзинговые сети. Например, предоставление программного обеспечения не нашло спроса, на который надеялся руководитель фирмы `Вектор` Алексей Логинов, когда открывал ее по методу франчайзинга, партнерствуя с головной компанией `1С`. К тому же развитие франчайзинга в городе не всегда происходит в цивилизованных рамках. Одно из основных правил франчайзинга - распределять идентичные точки, где представлена одинаковая продукция, в разных районах, чтобы они не становились конкурентами, - выполняется не всегда.
Сейчас в Петербурге франчайзинговые предприятия действуют еще в сферах фотоуслуг (ООО `Кодак`), лечения (медцентры `АМД лаборатории`), дизайна и производства одежды (ООО `Эптон`) и других. Насколько перспективно для потребителей это начинание - покажет будущее. |