Для того чтобы в РФ были хорошие автомагистрали, дорожные строители должны быть оснащены современной техникой. Для решения этой проблемы в Минтрансе РФ предлагают принять Федеральную целевую программу перевооружения дорожной отрасли на условиях финансовой аренды и дополнить ее программой создания региональных технопарков
Идея технопарков выдвинута специалистами ФГУП `Росдорлизинг`. Они проанализировали уровень оснащенности предприятий дорожной отрасли. Вывод неутешительный: износ парка дорожно-строительных машин в российских регионах превышает 50%, а около 70% основных фондов дорожного хозяйства не соответствует современным требованиям. Между тем коэффициент их обновления за последние 10 лет сократился почти в 7 раз.
Сохранение такой ситуации в материально-техническом оснащении отрасли, считают в `Росдорлизинге`, может привести к техногенным катастрофам, связанным с изнашивающейся инфраструктурой автоперевозок.
В России мало магистралей, которые соответствуют международным стандартам. В лучшем случае на таком уровне обустроены лишь отдельные участки федеральных трасс. Что же тогда говорить о региональных и муниципальных дорогах?
Для приведения в порядок системы автомагистралей требуются современные технологии, которые позволяют дать гарантию их эксплуатации без капитального ремонта
7-10 лет. При их внедрении не обойтись без использования экономичных автоматизированных комплексов, включающих в себя фрезы для срезания старого слоя асфальта, передвижные асфальтобетонные заводы с компьютерным управлением приготовления смесей для дорожного полотна.
Некоторые виды современной техники в РФ вообще не выпускают. Стоят такие машины очень дорого. У дорожных организаций не хватает средств, чтобы ее приобрести, поэтому им приходится искать рыночные механизмы привлечения инвестресурсов. Один из способов - финансовый лизинг. В развитых странах его доля в закупке дорожно-строительного оборудования достигает 40% от всех инвестиций в основные фонды, а в некоторых развивающихся государствах доля лизинга еще выше - около 70%.
По данным `Росдорлизинга`, отечественными банками накоплены значительные ресурсы для обеспечения программ развития в сфере транспорта. В этом плане есть предложения и от западных компаний, выпускающих дорожную технику, - таких как LINTEC (Германия), международных групп НМН и TEREX.
Последняя компания вызывает особый интерес в Минтрансе РФ, ведь совсем недавно руководство TEREX заявило о намерении организовать собственное сборочное производство дорожной техники в РФ... Кроме того, на гибкие схемы продаж для российских дорожников готов идти целый ряд отечественных производителей спецтехники. Потому специалисты ФГУП нашли способ вовлечь все заинтересованные стороны в совместные проекты, которые упрощают доступ к реновациям.
На Северо-Западе РФ программы `Росдорлизинга` уже активно используют в Псковской и Архангельской областях. Их опыт высоко оценили на апрельской конференции Росавтодора в Орле, на которой собралось свыше 250 специалистов дорожно-эксплуатационных и подрядных организаций. Они поддержали идею углубления взаимодействия машиностроителей, научно-исследовательских и дорожных организаций для выпуска современной дорожной техники. Также была поддержана идея создания региональных технопарков.
Технопарки помогли бы сконцентрировать в себе самую высокопроизводительную технику, провести ее испытания в условиях российских регионов и помочь объединить набор западных и отечественных машин в единые технологические комплексы. Такой подход позволил бы дорожным организациям оптимизировать затраты на модернизацию основных средств.
Сегодня большинство из них сами ищут варианты закупок машин и проводят их испытания. И далеко не всегда они могут предвидеть, с какими проблемами придется столкнуться в дальнейшем при эксплуатации машин...
К сожалению, пока в РФ удельный вес финансовой аренды в обновлении основных производственных фондов составил 8% и лишь по отдельным отраслям - 12%. В `Росдорлизинге` считают, что одно из препятствий на пути привлечения инвестиций на техническое оснащение дорожных организаций - порядок бюджетного планирования строительных работ. Сейчас оно расписано на год вперед. А для расширения лизинговых программ нужно планирование доходов и расходов, как минимум, на 3 года вперед.
Второй камень преткновения - методология ценообразования при расчете стоимости работ машин и механизмов. Указания, утвержденные Госстроем РФ, устарели. Они не предусматривают ускоренной амортизации техники с повышающим коэффициентом и корректировку сроков полезного использования машин.
Технику по действующим правилам сложно списать, пока она не начнет разваливаться на части. А то, что она может с появлением новых типов оборудования морально устареть, в расчет не берется. Иными словами, у дорожников, с этой точки зрения, нет стимулов обновлять собственный парк техники.
Свои программы для поставок техники по лизинговым схемам с учетом специфики дорожно-строительных работ предлагает и ряд компаний Северо-Запада РФ. Это, в частности, петербургские ООО `Союзавто СТС` и `Интерлизинг`, основанные на партнерстве с производителем дорожно-строительной техники - концерном Wirtgen Group (Германия).
Программы позволяют лизингополучателям по окончании договора предоставлять используемое выкупленное оборудование в зачет нового, что дает возможность пользователям техники через определенный срок снова воспользоваться услугами лизинга. Есть проекты, связанные с обеспечением закупок дорожно-строительной техники в лизинговой компании `Балтийского банка`.
На Северо-Западе РФ у дорожников выбор достаточен. И до сих пор многие их них предпочитали пользоваться этими схемами. Однако выход на рынок `Росдорлизинга` открывает новый виток конкуренции, который заставит региональных игроков вводить более эффективные схемы работы с клиентами. |