В Великом Новгороде, считающемся на протяжении последних лет оазисом политической стабильности, назревает серьезный кризис исполнительной и законодательной ветвей власти. Противостояние городской думы и муниципалитета, связанное с разработкой нового устава города, приняло затяжной характер
История с разработкой конституции города началась в октябре прошлого года накануне выборов в городское собрание. Готовящиеся сложить свои депутатские полномочия народные избранники приняли за основу первый и единственный на тот момент вариант устава города, предполагающий, что мэра избирают прямым голосованием и он возглавляет администрацию.
Муниципалитет главную конституцию города поддержал. Однако вновь избранные парламентарии с уставом не согласились и предложили альтернативный вариант устава, в корне меняющий систему выборов главы исполнительной власти. После почти полугодовой детальной проработки, на заседании городской думы в апреле 2005-го был озвучен второй вариант устава, по которому избираемый из числа депутатов мэр возглавляет думу, а главу городской администрации назначаютдепутаты.
Предложение парламентариев имело эффект разорвавшейся бомбы. Мэр города тут же дал понять, что категорически не согласен с депутатской версией. Было решено узнать мнение избирателей. Редакция городской газеты организовала телефонный опрос населения. Позвонивших в редакцию и выразивших свое отношение к двум вариантам городской конституции оказалось немногим более тысячи, однако большинство высказались за всенародные прямые выборы.
Такого же мнения придерживается и губернатор Новгородской области Михаил Прусак, изложивший свою позицию в письме, направленном в городскую думу, которое пришло вместе с заключением областной экспертной группы. От экспертов устав вернулся с 79 поправками и замечаниями.
Дальше последовала череда внеочередных депутатских собраний, на одном из которых законодатели предложили уже третью, компромиссную, схему, когда мэра выбирают всенародно, а главу администрации нанимают по контракту.
Однако компромисса не получилось, обе ветви власти остались при своем мнении. Не измененный концептуально второй вариант устава вновь отправлен на экспертизу, после чего должен быть зарегистрирован до сентября нынешнего года. Если этого не произойдет, депутаты намерены обращаться в суд. |