Когда-то Мопассан, как рассказывали, в знак протеста против строительства Эйфелевой башни уехал из Парижа. Писатель считал: 300-метровое `чудище` испортит облик любимого города. Он ошибся. Сегодня это наиболее посещаемое сооружение в мире - 6 млн человек в год, $45 млн - выручка от продажи билетов
Высотные обзорные башни давно уже вошли в моду, возведены в 18 мегаполисах разных стран. Московским символом стала телевизионная вышка с ее рестораном и площадкой для обзора Первопрестольной. Рождаются новые разновидности высотного шоу, в частности колеса обозрения гигантских размеров.
Это уже не просто катание вверх-вниз, а прежде всего осмотр городских достопримечательностей. Люльки просторные, рассчитанные на размещение целого школьного класса или туристской группы. Колесо `Глаз Лондона` вращается - и город внизу, как на ладони. Были случаи, когда молодежь снимала целую люльку и устраивала в ней вечеринку, даже свадьбу. Это выходило дешевле, чем арендовать зал ресторана, и оставляло куда более яркие впечатления: `Мы вздымались над Лондоном, пели и веселились!`.
Японцы тоже построили у себя суперколесо. Его диаметр более 100 метров, что выше купола Исаакиевского собора. Желающих покататься, обозреть окрестности хоть отбавляй! И посетителям хорошо, и экономически выгодно.
В Петербурге существует иное развлечение - осмотр достопримечательностей с вертолета. Воздушный извозчик облетает центр города со знаменитыми дворцами и другие районы. Все бы хорошо, да дороговато. И это никак не заменяет смотровую площадку на Исаакиевском соборе, пропускная способность которой, к сожалению, ничтожно мала.
Петербургу нужна обзорная башня. Город, который объявлен ЮНЕСКО особой ценностью мирового значения, крайне нуждается в наземном объекте, позволяющем осматривать дворцы, набережные, храмы с высоты птичьего полета. Место для его возведения должно быть выбрано впритык к дворцовому центру, где-то возле Нахимовского училища, гостиницы `Санкт-Петербург` (с облагораживанием ее архитектурного облика) или Финляндского вокзала. Как известно, важным фактором туристской привлекательности является количество познавательно-зрелищных пешеходных маршрутов (длительностью до трех часов), утвержденных ЮНЕСКО. По этому признанному показателю Петербург делит первенство с Парижем. Обзорную башню нужно расположить так, чтобы в городе появился еще один пешеходный маршрут, привлекающий туристов.
Обзорная башня должна совместить приятное с полезным. Петербург, в отличие от Москвы, существенно обделен в технико-технологическом отношении, поскольку не имеет необходимого числа высотных сооружений для установки аппаратуры приема и передачи информации. Телевизионная вышка возле Кантемировского моста (311 метров) перегружена оборудованием, и там нельзя уже разместить нужные для развития телевидения приборы. Новая башня поможет решить эту проблему, откроет грандиозные перспективы в навигации - для судов в Финском заливе, самолетов, а также в космонавтике, метеорологии.
Возведение обзорной, а по существу универсальной башни своевременно и в связи с развитием международного транспортного коридора `Север - Юг`, проходящего через Петербург. Здесь пересекаются автомобильные, железнодорожные, водные и авиатрассы, идет массовая перевалка грузов. Нам думается, что управление МТК `Север - Юг` могло бы располагаться на берегах Невы и быть кровно заинтересовано в строительстве высотной петербургской доминанты.
Обзорная башня должна отразить петербургские архитектурные традиции и веяния нового времени, ибо, как говорил академик Д. С. Лихачев, `культура человечества - это активная память человечества, активно же введенная в современность`. Не претендуя на детальную разработку проекта, рискну предложить свое видение такой обзорной башни.
Утончающаяся кверху ажурная конструкция из прочных и сверхпрочных материалов имеет три утолщения (внизу, где-то посредине и ближе к верху) в виде маковок древних русских церквей. Изнутри маковки местами прозрачны, снаружи покрыты `золотом`. Таким образом высотная невская доминанта сможет гармонировать со шпилями Петропавловской крепости и Адмиралтейства, куполом Исаакия.
В нижней крупногабаритной маковке размещаются сувенирные лавки, кафе, фотоателье, мастерские художников. На подземном этаже сосредоточены технические службы, кухня, гардеробы...
Средняя маковка состоит из двух частей: первой - трехъярусной и второй - одноярусной. Трехъярусная часть предназначена для осмотра города. Она защищена от ветра и непогоды, но летом может быть преобразована в приоткрытые опоясывающие веранды. На первом ярусе находится ресторан, медленно вращающийся по кругу с полным оборотом в пределах часа. Столики расположены так, что можно осматривать город, не вставая со стула. Блюда изготавливают и доставляют на лифте с подземного этажа.
Второй и третий ярусы выполняют только обзорные функции. Двухсторонние двери лифта помогают равномерному размещению зрителей. Верхнюю часть маковки занимает крохотная часовня, которая наверняка привлечет посетителей.
Третья маковка являет собой мир техники.
Теперь главные вопросы: где взять деньги, и когда они окупятся?
Деньги всегда находятся, если быстро оборачиваются, дают прибыль. Но разве это единственное мерило? Какой срок окупаемости у Медного всадника, Нарвских ворот? Прибыли от них нет ни гроша, а средства нашлись...
У нас иной случай, когда можно говорить о коммерческой эксплуатации башни. По нашему мнению, должно быть создано международное ОАО `Обзорная башня`. Город выделяет территорию и получает свой пай. Аналогично поступает управление МТК `Север - Юг` или другая заинтересованная в использовании башни структура, но пай они приобретают за деньги. Остальные акционеры - частники. Льготы и скидки должны предоставлять по китайскому образцу - на 20, 50 и более лет. Деньги найдутся... И тогда город обзаведется суперсовременной доминантой, сочетающей прагматизм и познавательную ценность. |