В Петрозаводске 24-25 июня побывали министр транспорта РФ Игорь Левитин, министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Михаил Боровой и другие руководители транспортных ведомств и предприятий стран - участников Союза Независимых Государств. В эти дни в столице Карелии прошли заседания Координационного транспортного совещания государств - участников СНГ и Совета по транспортной политике при Интеграционном комитете Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС)
Впервые совещания этих организаций проводили в столице республики. Как рассказал корреспонденту `ЭВ` премьер-министр правительства Карелии Павел Чернов, до этого момента руководители транспортных ведомств собирались в столицах государств. Приветствуя гостей, глава РК Сергей Катанандов поблагодарил их за решение провести юбилейное, 25-е, совещание именно в Карелии.
Основными темами заседаний стали вопросы о согласовании тарифов в странах СНГ и о развитии транспортных коридоров. Целый ряд совместных проектов, планируемых к реализации в ближайшие годы, упирается пока в несогласованность подходов к определению тарифов. Один из самых крупных - организация ввода контейнерного поезда `Новый Шелковый путь`. В его создании заинтересованы Россия, Китай, Казахстан и Украина.
Участники проекта договорились об организации транспортного коридора и определили маршрут прохождения контейнеров из Китая через Казахстан, Россию, Украину с дальнейшим распределением грузов на Польшу, Германию, Венгрию, Словакию, Чехию и дальше транзитом через их территории в Италию и Португалию.
Но пока не решено два вопроса: конкретный маршрут поезда и разница в подходах к определению уровня тарифов на перевозку контейнеров в составе поезда. Уровень,
определенный железнодорожными администрациями Казахстана, Китая и Украины ($0,17) в 2 раза ниже уровня, установленного ОАО `РЖД`.
Можно также назвать проект организации контейнерной линии между портами Ильичевск-Одесса и Тольятти-Самара. Проект создания этого контейнерного коридора отрабатывает министерство транспорта и связи Украины совместно с правительством Самарской области. В ближайшее время стороны должны определить тарифную политику для транспортировки контейнеров и оператора контейнерного коридора.
Россия, Казахстан и Белоруссия намерены в 2005-2006 гг. организовать пропуск ускоренных контейнерных поездов по маршрутам Урумчи-Брест и Урумчи-Москва.
Для обеспечения конкурентоспособности контейнерного сервиса, по сравнению с морским путем, министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан предложило установить единую сквозную тарифную ставку по казахстанским, российским и белорусским железным дорогам в размере $0,15 за контейнерокилометр. В этом случае общая стоимость железнодорожной перевозки может быть адекватной стоимости альтернативного маршрута по морю. Кроме того, железнодорожный маршрут уменьшит срок доставки груза в 3 и более раз.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин отметил, что `единые транспортные тарифы на территории СНГ могут быть введены после экспертизы налогового, тарифного и валютного регулирования`. Речь идет в первую очередь о введении единых транспортных тарифов с Украиной и Казахстаном.
Единые тарифы в области железнодорожных перевозок у России с Белоруссией уже действуют. Экспертизу же предстоит провести экспертному совету, решение о создании которого было принято на заседании.
На вопрос журналистов о том, почему только два министра стран СНГ приняли участие во встрече, Игорь Левитин сообщил, что всех вместе трудно собрать. Но перед заседанием он повстречался со всеми и представлял и их точку зрения.
Визит руководителей транспортных ведомств совпал с Днем города в Петрозаводске. К этому празднику приурочили открытие ряда объектов, в том числе в сфере транспорта. Во-первых, петрозаводчане получили новый троллейбусный маршрут, ввода которого давно ждали.
Второй проект имеет большее значение для укрепления сотрудничества между странами СНГ. `Онежский судостроительный завод` спустил на воду сухогруз `Белорус`. Корабль - уже третий в аналогичной серии теплоходов. В 2004 году на воду были спущены `Россиянин` и `Украинец`, завод заложил еще один теплоход - `Казах`.
Есть надежда, что визит руководителя Минтранса РФ в Петрозаводск положительно отразится и на развитии транспортных магистралей Карелии. По его словам, Карелия должна быть в равных условиях с Калининградской областью, поскольку имеет протяженную границу с ЕС. При этом министр отметил, что его ведомство уделяет недостаточно внимания карельским дорогам, и обещал исправить положение.
Как рассказал премьер-министр правительства Карелии Павел Чернов, Минтранс РФ уже рассматривает возможность увеличения финансирования развития транспортной инфраструктуры Карелии. В частности, в 2005-2006 гг. предполагается направить 500 млн руб. на финансирование ремонта и реконструкции автодороги Санкт-Петербург - Мурманск (`Кола`), выделить субвенции на строительство республиканской автодороги Пряжа-Леметти.
Предполагается завершить в 2005 г. электрификацию железной дороги Идель-Свирь стоимостью 6,5 млрд руб. Пока на реализацию этого проекта предусмотрено выделить 3,5 млрд руб. Кроме того, ожидается увеличение финансирования развития водного транспорта. В частности, около 60 млн руб. может быть выделено в 2006 г. на реконструкцию Беломорско-Балтийского канала. |