Три года назад страховщики поторопились, говоря о том, что у российских туристов еще нет страховой культуры, но страховая грамотность уже появилась. Как оказалось, появилась не у всех
Страховой полис нужно читать
Главная причина возможных проблем туриста заключается в том, что при покупке в турфирме страхового полиса вместе с турпутевкой он никогда не читает, что там написано. Причина понятна: страховка в 50-100 раз дешевле самого тура, и более затратная покупка интересует человека гораздо больше, чем та, которая обошлась в каких-то $10.
Если происходит страховой случай и требуется медицинская помощь, турист достает полис и узнает много интересного. Например, что вместо программы В он получил программу А. В основной массе через турфирмы продают именно дешевые программы А как минимально необходимые для того, чтобы удовлетворить требования консульства о наличии страховки.
Основная задача туриста в случае болезни или травмы - немедленно позвонить в сервисную компанию по телефону, указанному в полисе.
- Звонок в ассистанскую компанию - это обязательное условие, и мы настоятельно просим, чтобы наши партнерские турфирмы обращали внимание на это, - сказал Михаил Кольцов, руководитель отдела страхования туристов СО `Прогресс-Нева`. - Телефон есть в каждом отеле, а звонки страховая компания оплатит. Что это даст? Застрахованному - контроль за процессом лечения, потому что там работают профессиональные врачи. А страховая компания сможет избежать оплаты счетов за неоказанные услуги. Такие случаи наиболее распространены в Турции. Пару лет назад, например, местный гид под надуманным предлогом собирал со всех полисы, отдавал их знакомому врачу, а тот выставлял нам счета по стандартному списку южных болезней: отиты, отравления, ожоги...
Но в 50% случаев в ассистанс-компанию не звонят, потому что после страхового случая туристу тем более становится не до изучения полиса. Вместо этого растерянный турист нередко начинает лечиться у первого попавшегося врача. В страховом договоре обычно есть определенный лимит - от $100 до $1000, в пределах которого турист может самостоятельно, без обращения в сервисную компанию, расплатиться с врачом. Но при этом он должен собрать счета и чеки, чтобы сдать их страховщику и получить компенсацию.
- Насколько я знаю, - предупредил Михаил Кольцов, - большинство компаний не прописывает в страховом договоре, какие конкретно нужны документы, обычно пишется `все подтверждающие`. Может возникнуть проблема с выплатой, особенно если в счет от врача не вписаны ни имя, ни диагноз, ни дата обращения. А половина компаний вообще не устанавливает такого лимита, и, по логике вещей, в случае необращения в сервисную компанию клиент денег попросту не получит.
Ищите сервис!
Страховщики отмечают, что сейчас цены на страхование туристов стабилизировались и конкуренция между компаниями идет за счет дополнительных услуг, которые они обязуются оказывать. Например, помощь при потере багажа, документов.
По словам заведующей кафедрой страхования Санкт-Петербургского университета экономики и финансов Татьяны Федоровой, обычная туристическая страховка покрывает только неотложную помощь, а помощь при потере багажа, документов, а также компенсация при невозможности совершить поездку в подавляющем большинстве договоров не предусмотрена.
Кроме того, сообщила Татьяна Федорова, ей приходилось слышать о том, что полисы некоторых компаний, продаваемые в турфирмах, `не всегда являются полноценными`, например, в них не считаются страховыми `транзитные` случаи, произошедшие по пути к месту назначения.
Директор департамента продаж турфирмы `Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга` Мария Нистратова тоже высказала претензии к страховщикам. Во-первых, за то что большинство из них не страхует от солнечных ожогов, хотя делать это было бы логично. Во-вторых, им давно пора разработать программу страхования финансовых рисков, прежде всего - от убытков при неполучении визы, причем страховать семейных владельцев турпутевок нужно не поодиночке, а тоже семейно. Ведь если одному из членов семьи не откроют визу, то и второму она тоже становится не нужна. Кроме того, по информации Марии Нистратовой, бывают сложности при выплатах, если отказ от путевки произошел по причине болезни (чаще всего болеют дети). Для обоснования отказа от поездки турист вынужден вызывать врача или действовать по схеме `дай терапевту 1000 рублей - он напишет`.
`Почему бы в тех случаях, когда у туриста есть полис ДМС, врачам его страховой компании не взять заботу о подтверждении заболевания на себя?` - недоумевает Мария Нистратова.
Рейтинг проблемности курортов
По словам страховщиков, случаи, происходящие с туристами на южных морских курортах и в странах Западной Европы, имеют разную природу. От юга (Турции, Болгарии, Египта, Туниса и др.) страховщики ежегодно ожидают огромного количества мелких выплат (около $100), которые и приносят компаниям основные убытки.
В Европе, наоборот, счета за лечение приходят реже, но на гораздо бoльшие суммы. Именно потому Европа более проблемна для туристов, так как им может запросто не хватить денег на медицинские услуги.
Страховщики настоятельно рекомендуют (особенно при поездках в страны Европы) покупать полисы с лимитом ответственности в $50 тыс., тем более что стоят они всего $1 за сутки пребывания (30-тысячный - примерно $0,75/сут.). |