По итогам первого полугодия 2005 года большинство лизинговых компаний фиксирует как дальнейший рост объема операций, так и увеличение клиентской базы. Темпы роста по сравнению с предыдущими годами постепенно замедляются, в то же время появляются дополнительные подтверждения того, что лизинговый рынок уже прошел фазу становления
Рост на проблемах
Комментарии, связанные с развитием лизинговых услуг в России, так или иначе сводятся к следующему: этот бизнес успешно заполняет ниши, в силу тех или иных причин не освоенные или оставленные другими финансовыми компаниями.
Среди основных факторов, обеспечивающих благоприятный для развития лизинга климат, эксперты компании `Дан энд Брэдстрит` выделяют высокий уровень износа основных фондов предприятий, низкую эффективность других инструментов финансирования реального сектора экономики, а также налоговые преимущества лизинга, значение которых увеличивается параллельно с общим сокращением перечня налоговых льгот.
Кроме того, развитие лизинга в значительной мере стимулируется рядом других обстоятельств. Во-первых, увеличивают сроки сделок. Если несколько лет назад лизинговые договоры заключали года на два, то сейчас все больше - на пять лет. Во-вторых, на российском рынке появляются иностранные инвесторы, которые готовы финансировать лизинговые компании для развития лизинговых программ, и в этом случае уже можно говорить даже о семи-двенадцатилетних сроках. Банки таких длинных кредитов до сих пор не выдают.
В-третьих, на руку лизинговым компаниям несовершенство российского залогового права - при договорах лизинга проблем в данной сфере возникает гораздо меньше, поскольку владельцем приобретенных с помощью лизинга активов остается сама лизинговая компания и контроль над ними осуществить проще.
Наконец, следует отметить, что летний банковский кризис 2004 года также стимулировал рост спроса на лизинговые услуги, поскольку доступность кредитных ресурсов банков для средних и мелких корпоративных заемщиков снизилась. Это затронуло лизинговые компании в меньшей степени, поскольку большинство этих компаний является крупными клиентами банков.
Как показывают результаты исследования, проведенного компанией `Дан энд Брэдстрит`, к структурным изменениям лизингового рынка можно отнести и то обстоятельство, что если три года назад были наиболее развиты услуги по предоставлению в лизинг автотранспорта, то сейчас заметный рывок вперед сделали компании, предоставляющие в лизинг промышленное оборудование.
- Сейчас стратегии развития лизинговых компаний действительно несколько меняются. Раньше лизинговые компании действовали достаточно ограниченно. Это касается и клиентского портфеля, и банковского ресурса, и собственно лизингового продукта. На сегодня компании развиваются настолько стремительно с учетом роста лизинговых заявок, что, безусловно, требуется кардинально новый подход к работе с клиентами, - комментирует PR-директор компании `Петроконсалт` Ирина Пастухова. - Рынок растет, увеличивается количество игроков, поэтому лизинговые компании стремятся увеличить свои конкурентные преимущества. Расширяется клиентская база с точки зрения географии. Для ускорения процесса реализации лизинговых сделок создают филиалы лизинговых компаний и допофисы в регионах РФ, которые сотрудничают с территориальными отделениями банков, поставщиками оборудования. Для корпоративных клиентов разрабатывают специальные программы финансирования лизинговых проектов. И, конечно, активно появляются новые лизинговые направления и продукты, к примеру вторичный лизинг, лизинг недвижимости.
Больше и шире
Большинство представленных на петербургском рынке компаний все отчетливее тяготеет к сектору универсального лизинга, не ограничивая круг потенциальных клиентов представителями одной или нескольких отраслей. Подобное разнообразие позволяет, прежде всего, снизить риски как в случае возникновения системного кризиса в той или иной сфере бизнеса, так и при возникновении непредвиденных осложнений с обеспечением крупной сделки, а также обеспечить необходимый рост прибыли в условиях растущей конкуренции.
Как отметили представители сразу нескольких фирм, промышленные предприятия, реализующие, как правило, дорогостоящие проекты, и по сей день редко отличаются высокой платежной дисциплиной. Временные убытки в этом случае приходится перекрывать из других источников.
Рост лизингового рынка во многом обеспечивается заметным увеличением доли малых и средних предприятий среди клиентов лизинговых компаний. Малый и средний бизнес традиционно испытывает дефицит финансовых ресурсов, при этом лизинг является наиболее доступным способом решения этой проблемы: практически не возникает проблем с залоговым обеспечением.
Тем не менее налицо растущее стремление многих лизинговых компаний, по мере развития своего бизнеса, ориентироваться на крупные сделки и не связываться с малыми, поскольку уровень накладных расходов в обоих случаях примерно одинаков, соответственно, размер прибыли тем выше, чем значительнее договор. Средняя сумма минимальной сделки растет, и не исключено, что в следующем году в большинстве компаний превысит уровень в $20 тыс.
В среднем лизинговые процентные ставки составляют 10-15% в валюте и 15-20% в рублях. Как правило, они, как минимум на 2-3%, превышают ставки при получении обычного банковского кредита, поскольку лизинговые компании чаще всего не располагают собственными средствами и сами кредитуются в банках для обеспечения сделки. Однако даже при этом лизинг для предприятия получается выгоднее обычного кредита, настолько значительна экономия на налогах.
В течение последних полутора лет большинство лизинговых российских компаний заметно упростило процедуры прохождения лизинговой сделки. Также многие лизинговые компании уже научились работать с вторичным рынком оборудования и собрали достаточно большой объем статистики для достоверной оценки платежеспособности клиента.
На этом фоне в последние годы неуклонно растет доля клиентских заявок, принимаемых к исполнению. По ряду оценок три-четыре года назад лизинговое финансирование предоставляли лишь по 10-20% от заявок клиентов, в настоящее время эта доля достигает 50%.
Регионы - на очереди
Постепенно лизинговые компании переходят от стратегии индивидуального обслуживания к массовому продвижению своих услуг.
Расширение круга клиентов подталкивает лизинговые компании к автоматизации бизнес-процессов. Аналитики отмечают, что в 2004 году началось активное продвижение АСУ для лизинговых фирм целым рядом ведущих системных интеграторов.
Одновременно ряд ведущих московских лизинговых компаний начал активнее продвигать свои региональные сети, ориентируясь при этом на преобладающие на местных рынках фирмы малого и среднего бизнеса.
Также работа с малым и средним бизнесом подталкивает лизинговые компании к поиску более доступных предложений для этих клиентов. К таким предложениям, в частности, относятся схемы возвратного лизинга, при которых предприятие получает финансирование под уже имеющееся у него оборудование, расплачиваясь затем частями, как и при обычном лизинге.
Другое направление - оперативный лизинг, предусматривающий использование объекта лизинга в нескольких лизинговых сделках. Оперативный лизинг не пользуется налоговыми льготами, поскольку понятие оперативного лизинга исключено из современного Закона `О лизинге`, однако многие участники рынка видят значительный потенциал этого инструмента.
Преимущество оперативного лизинга перед финансовым заключается в том, что у клиента нет необходимости выкупать объект лизинга и, следовательно, использовать его, как минимум, в течение срока договора лизинга, который в российской практике достигает пяти лет.
Используя оперативный лизинг, фактически - обычную аренду оборудования или транспорта, арендатор имеет возможность, во-первых, часто обновлять свои основные фонды, во-вторых, платить при этом меньше, чем при выкупе оборудования через финансовый лизинг.
Применение оперативного лизинга наиболее перспективно в отношении видов оборудования, характеризующихся быстрым моральным устареванием, например компьютерного, полиграфического оборудования, в сезонных отраслях.
ЛИЗИНГОВЫЕ КОМПАНИИ ПЕТЕРБУРГА
в январе - июне 2005 г.
Название компании Год Число Объем Мин. сумма Макс. сумма Средняя сумма Количество
основания сотрудников лизингового сделки сделки сделки новых клиентов
портфеля за I полугодие
2005 г.
`Интерлизинг` 1999 46* $43,6 млн 20,0 тыс. евро, 20,0 млн евро, 329,0 тыс. евро, 43
(данные на 09.06.2005)
Группа лизинговых компаний 1997 12 $8,852 млн $60,0 тыс. $5,0 млн $500-700 тыс. 25
АИКБ `НОМОС-БАНКа`
`Прогресс-Нева Лизинг` 2003 11 449,6 млн руб.** $10-15 тыс. Не $100,0 тыс. 22
утверждена
`Скандинавия` 2002 5 39,0 млн руб. 1,0 млн руб. 16,0 млн руб. 2,5 млн руб. 3
`Техноспецсталь-Лизинг` 2000 8 220,0 млн руб. Нет 147,0 млн руб. 15,0 млн руб. 5
Фонд поддержки 1992 13 32,0 млн руб. 24,0 тыс. руб. 2,147 млн руб. 400,0 тыс. руб. 22
малого бизнеса АПК
`Санкт-Петербург - фермерам,
садоводам и ЛПХ`
*Все филиалы
** Общая сумма лизингового портфеля |