В июне было опубликовано заявление миссии МВФ, где представлены прогнозы развития российской экономики
в среднесрочной перспективе. Они основываются на том, что будут действовать разновекторные факторы: с одной стороны, ожидается устойчивый рост потребления. Однако больше будут потреблять в РФ преимущественно импортной продукции. Ведь темпы роста добычи нефти, как и темпы роста инвестиций, окажутся ниже уровня последних лет, когда в РФ наблюдались наивысшие темпы роста ВВП. Это будет подхлестывать инфляцию. Для ее обуздания понадобятся своевременные коррективы в денежно-кредитную и валютную политику. А структура власти в РФ
не отличается гибкостью...
Примерно в это же время появился доклад Минэкономразвития РФ, который также не блещет оптимизмом. В нем констатировалось, что в стране стабильно растет только потребление домохозяйств. Однако его динамика не компенсирует снижения темпов роста экспорта и инвестиционной активности. Изъятие добавочных нефтедолларов в Стабилизационный фонд способствует укреплению финансового положения государства, но не создает условий для развития народного хозяйства.
Все это подлило масла в огонь, и в Правительстве РФ разгорелись споры, удвоится ВВП к 2010 году или нет. Раньше подобные дискуссии приковывали к телеэкранам миллионы граждан. Сегодня складывается впечатление, что шоу интересно только самим его участникам. А простые люди в сценариях развития особой разницы не видят. Когда цены на нефть были низкими, жили плохо. Теперь цены на нефть высокие, но жизнь не легче. Все сверхдоходы казны попадают в Стабилизационный фонд. Все привыкли: если в России чиновники что-то где-то складывают, то это потом бесследно исчезает в карманах участников процесса накопления.
Потому Правительство РФ все настойчивее просят поделиться. Вопрос: на что и как расходовать излишки? Вице-премьер РФ Александр Жуков предложил часть доходов Стабилизационного фонда направить на развитие транспортной инфраструктуры, в сферу высоких технологий, в космическую и авиационную промышленность, в жилищное строительство и программы ипотечного кредитования. За счет этих средств также будут финансировать создание инновационных и технико-внедренческих особых экономических зон.
В Минфине РФ предложили объединить средства формируемого инвестфонда (куда планируется перевести 60 млрд руб.) и федеральных целевых программ. Против этого выступили в Минэкономразвития РФ. Всем известно, как выполняются ФЦП: каждый год их ужимают из-за влияния инфляции ввиду того, что текущие нужды постоянно заставляют заделывать пробоины в экономике. Вот и приходится перераспределять средства - брать их из инвестиционных ресурсов, сокращать вложения в основные фонды и капстроительство.
Средства инвестфонда после прокрутки в российской экономике должны со временем в него возвращаться. Такой подход привел к неожиданному результату: под рукой премьера РФ Михаила Фрадкова не нашлось ни одного проекта, который гарантировал бы окупаемость. Ведомства просто стремятся набрать объем работ, чтобы потом появились основания раздуть штаты и повысить зарплаты чиновникам.
По-видимому, достойные проекты удастся сформировать не раньше 2006-го, который, как и прогнозировалось, должен стать годом инвестиций в российскую экономику. Должен. Но станет ли? |