Еще каких-то полгода назад никто из респектабельных чиновников Евросоюза и слышать не хотел рассуждений об излишней поспешности, с которой руководители ЕС принялись выстраивать единый европейский дом в новых границах. Тогда всем им казалось, что с попаданием в орбиту влияния Евросоюза все новых государств он будет только усиливаться и вскоре сравняется по своему могуществу с США. Экономическую мощь ЕС предполагалось дополнить укреплением его возможностей в сфере обороны и проведения военных операций за пределами Европы.
Первой неожиданной и серьезной преградой на пути реализации радужных планов стал отказ граждан Франции и Нидерландов поддержать на референдуме конституцию ЕС, которая и должна была, по замыслу ее авторов, легализовать нарастание европейского могущества. Поскольку обязательным условием принятия конституции было ее одобрение во всех 25 странах ЕС, то процесс ратификации важнейшего документа, определяющего будущее Евросоюза, зашел в тупик.
Найти из него выход был призван очередной саммит ЕС, прошедший 16-17 июня в Брюсселе. Но встреча руководителей 25 стран лишь подтвердила всю глубину кризиса, в котором оказался Евросоюз. Ни по одному значимому вопросу договориться не удалось.
Когда нет решения, дело обычно откладывают в долгий ящик. Так и произошло с конституцией. Ее ратификацию решили продлить на неопределенный срок, что называется до лучших времен. Каждая из 13 стран, где еще предстоит голосование по конституции, теперь будет действовать по своему усмотрению.
С народом советоваться опасно
Вслед за Великобританией, вообще не назначавшей до сих пор точных сроков голосования, решили отложить референдумы в Португалии (планировали на конец этого года) и Дании (намечали на 27 сентября 2005-го). Об этом же 21 июня объявил Александр Квасьневский, президент Польши, где хотели провести всенародное голосование этой осенью. Президент предлагал заменить референдум ратификацией конституции в парламенте, но против этого категорически выступила оппозиция. Вступать с ней в полемику А. Квасьневский не стал. Тем более, что даже в тех странах, где конституцию решили одобрить в парламентах, теперь нет уверенности в успехе. Уж слишком очевидно проявилась в ходе трех состоявшихся референдумов тенденция укрепления позиций евроскептиков (см. таблицу).
Итоги референдумов по Конституции ЕС
Страна Дата Явка Высказались проведения избирателей против
(%) (%)
Испания 20.02.05 42,4 17,4
Франция 29.05.05 69,7 54,8
Нидерланды 01.06.05 62,8 61,6
Люксембург 10.07.05 ? ?
Единственным, кто в ближайшее время все-таки рискнул пойти на референдум, стал премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер. Он подтвердил, что голосование, как и планировалось, пройдет 10 июля. Пока, согласно опросам, негативно оценивают конституцию 45% граждан страны. Если же в день референдума их число перевалит за половину, то Юнкер пообещал уйти в отставку.
Последние полгода Ж.-К. Юнкер председательствовал в Евросоюзе, и это время стало для него, одного из самых горячих сторонников европейской интеграции, периодом больших личных испытаний. Теперь гражданам Люксембурга вместе с голосованием по конституции ЕС предстоит определить и личную судьбу своего премьера.
Никак не решить, кто кого кормит
Через несколько дней Ж.-К. Юнкера на посту председателя ЕС сменит премьер-министр Великобритании Тони Блэр, успешно выдержавший в этом году экзамен на парламентских выборах. Эта поддержка позволяет Блэру вести очень жесткую полемику со своими европейскими коллегами. Именно Блэр заблокировал принятие бюджета ЕС на 2007-2013 гг., что было еще одним важнейшим вопросом саммита в Брюсселе.
Бюджет пока распределяется следующим образом: 42,6% идет на помощь фермерам, 36,4% - на региональное развитие, остальное тратят на различные другие цели. При этом четверть всех агродотаций получают фермеры Франции. Это и вызывает желание Лондона, не имеющего почти никаких субсидий для своих фермеров, пересмотреть статьи расходов бюджета ЕС.
В свою очередь Франция в союзе с Германией выступила против так называемого британского чека - договоренности, добытой еще Маргарет Тэтчер, согласно которой Великобритании возвращают 66% ее взноса в европейский бюджет. В 2003 году эта сумма составила 4,6 млрд евро, но поскольку экономика Великобритании поступательно развивается, сумма возврата с каждым годом растет.
Блэру предлагали разные варианты замены действующих правил - от полного отказа возвращать средства до фиксации конкретной неизменной суммы возврата на каждый год. Но Блэр отверг все предложения, что позволило его противникам во главе с Жаком Шираком обвинить английского премьера в политическом эгоизме, попытках отстаивать свои льготы в ущерб европейскому единству.
Дискуссия продолжалась 15 часов, но оказалась бесплодной. Не спасло ситуацию и предложение новичков ЕС пожертвовать частью предназначенных им субсидий, чтобы найти выход. Лидеры стран впервые разъехались из Брюсселя ни с чем.
Впереди - бенефис Тони Блэра
Нужно отдать должное Блэру - он точно выбрал время атаки в борьбе за политическое и моральное лидерство в ЕС. После поражения на референдуме по евроконституции Ж. Ширака уже не рассматривают в Европе и остальном мире как перспективного политика. Герхард Шредер в результате политических скандалов и экономического застоя в Германии тоже оказался в положении `хромой утки` - ему предрекают проигрыш на внеочередных осенних выборах в бундестаг. У премьера правительства Италии Сильвио Берлускони на носу тоже выборы в парламент с очень проблематичными шансами на успех.
На этом фоне Блэр стремится закрепить свои позиции. Выступая на днях в парламенте Англии, он подчеркнул, что кризис в ЕС - не в провале попыток лидеров стран договориться друг с другом. Кризис в другом - в провале попыток руководителей стран Евросоюза договориться с собственными народами, понять их тревоги.
Отвергая упреки в антиевропейской, антинародной политике, Тони Блэр заявил на пресс-конференции в Брюсселе: `Я страстно верю в социальное измерение Европы, но оно должно соответствовать экономическим реалиям`.
Представляя 23 июня в Европарламенте свою программу действий на посту председателя ЕС в ближайшие полгода, Блэр за счет своего красноречия и обаяния сумел переломить негативный настрой евродепутатов. Суть его выступления сводилась к тезису: `Совсем не время называть предателями тех, кто хочет перемен в Европе`. Блэр обмолвился, что готов пойти на уступки по евробюджету, но заявил, что нельзя откладывать его модернизацию на десятилетие. Многие депутаты Европарламента после выступления Блэра посчитали, что он способен смотреть на ЕС не только через прорезь британских интересов, но и как общеевропейский лидер.
Если учесть, что в первой половине июля Великобритания проводит встречу `большой восьмерки` ведущих стран мира, которая также может стать бенефисом Блэра, то нетрудно представить, что амбиции английского премьера состоят вовсе не в приобретении репутации скандалиста. Он стремится перетянуть на себя центр политического влияния в Европе. |